Новости
Итоги
соревнований
Клуб «Олимп»
Праздничная
Люди и судьбы
Листая журналы
История «Мастерс»
Архив
Фотогалерея
Контакты


SWIMMINGMASTERS.RU
Сайт посвящен ветеранскому движению спортивного плавания.

ПО ГОРОДАМ И СТРАНАМ




Скандинавия: неожиданные впечатления

Увеличить Перед посещением Осло мы честно проштудировали путеводитель, чтобы провести имеющиеся в нашем распоряжении три дня с наибольшей пользой.
Мы прочитали про собор и парламент, про университет и студенческий парк, про королевский дворец и национальный театр, про морской музей и музей кораблей викингов и про многое другое. Где-то между лыжным, фольклорным и конькобежным музеями было упоминание и о парке скульптур Вигеланда. Порадовала информация о том, что парк работает круглосуточно, а вход в него бесплатный.

Побродив по центральным улицам Осло, осмотрев и парламент, и театр, и университет, и королевский дворец, мы решили завершить день прогулкой по парку, и были поражены увиденным.
Забегая вперёд, скажем, что одного вечера для знакомства с этим парком явно недостаточно. Сюда можно приходить вновь и вновь и каждый раз открывать для себя что-то новое и удивительное. Воистину парк Вигеланда достоин стоять первым в ряду достопримечательностей Осло, ведь парламенты, университеты и театры есть повсюду, а парк Вигеланда – явление совершенно экстраординарное!

Густав Вигеланд родился в 1869 году в семье плотника и уже в юности твёрдо знал, что хочет быть скульптором. Сам о себе он говорил так: «Я стал скульптором до того, как появился на свет. Меня гнали вперед силы, мне неподвластные. Вначале я пытался свернуть, но эти силы бросали меня на прежний путь».
Он учился заграницей на деньги собранные норвежцами, разглядевшими его талант, был в Париже, Берлине, Копенгагене, Флоренции. После возвращения в Норвегию, Вигеланд некоторое время работал на реконструкции Нидаросского собора в Тронхейме, но его мысли уже были заняты грандиозной идеей. В 33 года Вигеланд начал свой великий проект, на который он потратил весь остаток жизни – более сорока лет. Основная идея проекта - круговорот жизни: её рождение, созревание, увядание и смерть, а также отношения мужчины и женщины, родителей и детей, как часть этой жизни.

Густав Вигеланд был равнодушен к материальным ценностям. Смысл всей его жизнь заключался в возможности работать и творить. Когда в 1921 году он оказался без студии и средств для продолжения работы, между ним и Осло был подписан договор, по которому Вигеланду предоставлялась студия рядом с Фрогнер-парком, штат помощников, материалы и небольшие деньги на жизнь. За это городу отходило в собственность всё созданное художником за оставшиеся годы. Такой договор не оставлял никакой надежды на будущее богатство, зато давал гораздо более ценную надежду – на реализацию задуманного, что для Вигеланда было самым главным.
Не обошлось без анекдотов: для того, чтобы поддерживать полет творчества Вигеланда, Осло был обложен специальным налогом, который приходилось платить всем без исключения. Это очень возмущало художника Мунка, который, хоть и был его другом, всячески пытался уклониться от уплаты и громогласно возмущался товарищем, превратившим искусство в поточное производство.

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить

Подсчитать точное количество скульптур в парке – дело непростое, а разные источники приводят разные цифры. Если говорить примерно, то в парке собрано около 200 скульптур из более чем 750 фигур. Статичные фигуры чередуются с динамичными, выражающими активные движения, эмоции. Все человеческие фигуры обнажены, что создаёт ощущение земного Страшного суда. Неподготовленного посетителя эти скульптуры просто шокируют!

Парк начинается центральной аллеей, которая проходит через мост с бронзовыми фигурами. В начале и конце моста стоят 8-метровые скульптурные колонны, изображающие борьбу человека и дракона, которая воспринимается как напряжение внутренних сил в борьбе за существование. На гранитном постаменте моста многочисленные группы мужчин, женщин и детей разного возраста. Здесь в разных вариантах можно увидеть эротические игры, борьбу, любовь, отношения между родителями и детьми. Но если «мать и дитя» – популярная тема в искусстве, то отношения между отцом и детьми – тема достаточно новая и представлена Вигеландом очень широко. Капризно орущий мальчик на парапете моста давно превратился в эмблему города Осло. Около него всё время фотографируются туристы, а бронзовая ручка малыша, за которую каждый хочет подержаться на память, отполирована не хуже собачьего носа на станции «Площадь революции» московского метрополитена.

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить

От моста через розарий аллея подходит к одной из центральных композиций – фонтану. Трудно найти какой-либо другой фонтан, производящий столь мощное впечатление. Огромную чашу с переливающейся через край водой, символизирующую жизненное бремя, удерживают на руках шесть мужчин преклонного возраста. Напряжение, с которым это им удается, как и тяжесть огромной массы воды, ощущается просто физически. Фонтан, окружён бронзовыми деревьями, в которые вплетены человеческие фигуры, а по периметру на 60 бронзовых барельефах изображён жизненный путь человека от рождения до смерти.
Территория вокруг фонтана выложена чёрно-белой мозаикой и представляет собой лабиринт. По мнению Вигеланда он должен восприниматься как картина жизненных странствий с её запутанными дорогами и тупиками. Этот лабиринт имеет свой вход и выход, а длина его составляет 3000 м, есть время поразмышлять о своей жизни тем, кто решит пройти его от начала до конца.

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить

Кульминационный объект парка - колонна «Монолит», окруженная 36 скульптурными группами, которые расположены лучевыми рядами на ступенях. Густав Вигеланд - великолепный мастер передачи эмоций и движения в скульптуре - работал над композицией 20 лет. Мальчик, о котором забыла малолетняя сестра, тянется к змее. Две веселые девочки взнуздывают мать ее собственными косами. Отец наказывает мальчика, а на обратной стороне жизненного круга подростки издеваются над стариком. Устало сидит молодая пара, вечно бросает женщину через спину ее яростный муж, немощные старики поднимают друг друга, а горестные старухи уже видят то, о чем не могут рассказать.
Сам «Монолит» высотой более 14 метров вырезан из одного камня. На нём изображена 121 человеческая фигура. В основании «Монолита» лежат безжизненные тела, над ними спиралью поднимается человеческий поток и выбрасывает вверх маленьких детей.
Вигеланд своего объяснения смысла «Монолита» не оставил, так что каждый волен трактовать его на свой вкус. Это и борьба за выживание, и стремление к высшим духовным сферам, и цикличность вечного круговорота жизни. Из-за формы колонну справедливо воспринимают как фаллический символ.

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить

Площадь, на которой сооружён «Монолит», окружена литыми решетками, выполненными по эскизам Вигеланда, они, как легко догадаться, также изображают людей.
Дорожка, ведущая вверх от «Монолита», приводит к завершающей композиции парка - «Колесу жизни». Четыре взрослых и три детских фигуры сплетаются в одном кольце, как образ вечного обновления жизни, где будущее строится на прошлом и старое поколение сменяется новым.

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить

Быстро гаснущий день не позволил нам побродить по боковым аллеям парка, на которых тоже установлены различные скульптурные группы. Парк Вигеланда – излюбленное место прогулок местных жителей, там много мам с колясками и приверженцев здорового образа жизни, которые совершают пробежки по тенистым аллеям. Очень много в парке туристов из всех уголков земного шара.

 

Увеличить И ещё один объект в Осло привлекал наше внимание. Как настоящие москвичи, мы стараемся в каждом городе, в котором есть метро, будь то в России или за рубежом, обязательно на нём покататься. Наш обзор остался бы неполным без рассказа о поездках в метрополитене Осло.


Краткая историческая справка.
На рубеже XIX-XX веков в Осло происходило строительство нескольких несвязанных транспортных систем. Это были и пригородные железные дороги, и маршруты обычного и скоростного трамвая, и линии, которые с самого начала строились по стандартам метро. Эти линии не были объединены в общую сеть, на них использовался различный подвижной состав, разное энергоснабжение (нижний и верхний токосъём), следы чего сохранились до наших дней. Собственно из этих разнородных линий и развивалось метро в Осло (Tunnelbane или T-bane).
В 80-е годы XX века под центром города был построен единый тоннель для всех линий метро, однако пустить по нему общее движение стало возможным лишь в 90-е годы из-за несовместимости подвижного состава и сигнализации до этого времени. В последствии в дополнение к центральному тоннелю было построено ещё несколько станций, в результате чего получилось замкнутое кольцо.

Сейчас схема метро Осло выглядит таким образом: по центру города проходит кольцо, от которого отходят ветки во все стороны; поезд приходит с одной из веток, проходит центральный тоннель и уходит с кольца на другую ветку. А один из маршрутов делает даже полтора оборота по кольцу, где-то посередине меняя свой номер с четвёртого на шестой и обратно. На сегодняшний день в метро Осло 6 линий и около 100 станций. На большинстве станций пути расположены посередине, а платформы - по бокам.

Станции центрального тоннеля оборудованы табло с бегущими строками, на которых показывается время до прибытия поездов каждой линии и длина поезда. Для поездов, прибывающих в течение ближайших 15 минут, показывается число минут, оставшихся до прибытия, для более поздних - указывается время прибытия. Такие табло также есть на всех станциях, общих для нескольких линий, а также на крупных станциях отдельных линий.

Особой красоты в метро не наблюдается. Многие подземные станции построены из монолитного железобетона, который абсолютно никак не отделан, это выглядит вполне практично, но непривычно для нашего взгляда. Кое-где имеются некоторые элементы художественного оформления, но в целом станции производят достаточно серое и унылое впечатление.

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить

Рельеф города Осло очень сложен. Бывает так, что станция находится на поверхности, а пути прямо за станцией уходят в тоннель, а бывает, что из подземной станции пути сразу же выходят на поверхность. На окраинах города подземных станций мало. Тоннели метрополитена пробиты в скале, в них обработан только потолок. Стены большей частью представляют собой голые скалы, на которые неровно повешены провода и постоянно горящие лампы освещения.

Осло по московским меркам - небольшой город, через пару километров от центра начинается редкая одноэтажная застройка, и большинство станций на окраинах напоминает крохотные полустанки, где останавливается редкая электричка. Конечные станции - это просто тупики с перекрёстным съездом перед ними, интервал между поездами вполне позволяет обойтись без оборотных путей за станцией.
Поезда каждой линии ходят с 15-минутным интервалом (а по вечерам и выходным ещё реже), поэтому даже в центральном тоннеле, где проходят все (!) линии, соблюдается безопасный интервал движения в две-три минуты.

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить

Проезд стоит 26 норвежских крон, это около 130 руб. на наши деньги. Можно посчитать, в какую сумму в месяц обойдётся ежедневный проезд на работу и обратно. Норвегия – страна очень дорогая, это признают и сами норвежцы с их высоким уровнем зарплат. Впрочем, ездят ли норвежцы на работу на метро или предпочитают личные автомобили или наземный транспорт, мы увидеть не успели. Трудно сказать существует ли в метро Осло что-нибудь подобное тому, что у нас называется «часом пик», но мы катались на метро в выходной день, и пассажиров в вагонах можно было пересчитать по пальцам одной руки.

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить

Из метро мы неблагоразумно вышли в восточной части города и не поняли, куда попали. Казалось, что мы находимся в какой угодно стране мира, но только не в Норвегии. Кругом люди всех национальностей: угольно-чёрные выходцы из Африки, полностью закутанные мусульмане, пёстрые индусы, деловитые вьетнамцы…
Даже по официальной статистике четверть населения Норвегии - иностранцы, а в 500-тысячном Осло их половина. Они живут по своим законам, им безразлична норвежская культура и всем видом и поведением они демонстрируют невозможность своей ассимиляции в норвежское общество. Они заняты на всех рабочих местах в сфере обслуживания. Они держат свои магазинчики и кафе. Они составляют большинство гуляющей по центру Осло публики.
К экзотическим нациям надо прибавить выходцев из других скандинавских стран, которые внешне мало отличаются от коренных жителей. Ну и конечно, не обходится без наших соотечественников. В одном из магазинов нас пыталась соблазнить косметикой Мёртвого моря израильтянка, бывшая когда-то гражданкой СССР, а сувениры мы покупали у девушки, приехавшей из Перми. Пожалуй, только полицейские и работники флота не вызвали у нас сомнений в своём норвежском происхождении.

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить

Последнее неожиданное впечатление от Норвегии мы получили, улетая из аэропорта Гардермуэн. В суете людского потока мы увидели на сером каменном полу выложенную золотыми буквами по кругу надпись на чистейшем русском языке: «И в чужих странах тот же мир».

 
Е.Науменко

 

наверх




© 2004 - 2017 Все права защищены Swimmingmasters.ru.
Перепечатка материалов без письменного согласия администрации сайта запрещена