Новости
Итоги
соревнований
Клуб «Олимп»
Праздничная
Люди и судьбы
По городам и странам
История «Мастерс»
Архив
Фотогалерея
Контакты


SWIMMINGMASTERS.RU
Сайт посвящен ветеранскому движению спортивного плавания.

ПО ГОРОДАМ И СТРАНАМ




Вологда - один из старейших русских городов

Увеличить Название этого города - Вологда - практически у каждого вызывает разные ассоциации? Не ошибёмся, если скажем, что большинство людей старшего поколения сразу же вспомнят песню «Вологда» в исполнении ансамбля «Песняры», ставшую настоящим хитом 80-х годов. Кто-то вспомнит о вологодском масле, а женщины ещё и о вологодских кружевах. Пожалуй, и все.

На самом деле Вологда входит в список российских городов, обладающих особо ценным историко-культурным наследием. На территории города находятся более 220 памятников истории, архитектуры и культуры, а 128 из них взяты под охрану государства. Автор этих строк дважды с перерывом в три года побывала в одном из старейших русских городов, где живут несколько наших коллег по движению «Мастерс». Вполне естественно, что по приезде в Вологду возникает желание познакомиться с её достопримечательностями. Это и музеи, и уникальная деревянная архитектура, и старинные здания, впитавшие дух истории, и памятники горожанам, знаменитым на всю Россию Конечно, нельзя объять необъятное, но постараться нужно. Знакомство с городом началось с посещения Вологодского Кремля. Заглянув в многовековую историю Вологды и полюбовавшись необычайно красивыми памятниками архитектуры, автор решила поделиться с коллегами своими впечатлениями.

Вологда, впервые упоминаемая в письменных источниках в 1147 г., основана новгородцами на пути волока, соединявшего бассейны рек Сухоны и Шексны. Этот древнерусский город служил «воротами» на Север, был крупным торгово-ремесленным центром, форпостом Москвы в борьбе с иноземными завоевателями. Царь Иван Грозный, желая превратить город в свою северную резиденцию, начал строительство величественного Софийского кафедрального собора (1568-1571 гг.), ставшего одной из святынь русского Севера. Вологодская София - первый каменный храм города, который высится в его центре, - возводилась, как почти все большие храмы того времени, по образу Успенского собора в Московском Кремле. В 1686-1688 гг. внутри он был расписан прославленным ярославским изографом Д. Г. Плехановым. Фрески XVII—XVIII вв. в Софийском соборе сохранились до наших дней.

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить

Вокруг Софийского собора в XVII в. возникает грандиозный ансамбль Кремля (бывший Архиерейский двор) с мощными белокаменными стенами. В 1896 г. на месте разрушенной по приказу вологодского епископа Палладия шатровой колокольни XVII века возводится новая колокольня главного городского храма, которую епископ пожелал видеть самой высокой в епархии. Восьмигранный столб соборной колокольни со стрельчатыми арками звона высотой 78,5 м сохранилась до наших дней практически без изменений, как и старинные колокола XVII-XIX вв., преимущественно голландские, русские и немецкие, бережно перенесенные со старой на новую колокольню. Достопримечательностью колокольни являются куранты, изготовленные на фабрике братьев Бутеноп в Москве в 1871 г. Они и сегодня – главные часы города. Барабан главы колокольни окружает смотровая галерея, откуда открывается прекрасный вид на город и окрестности. Среди зелени то тут, то там виднеются купола многочисленных храмов. В начале XXI в. их было около 50 и это только малая часть былого великолепия. Как тут не вспомнить о поэтическом названии «Северная Фиваида», которое дали Вологодской области из-за множества храмов. Оно появилось как сравнение с древнеегипетской Фиваидой — местом поселения монахов-отшельников раннего христианства.

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить

При вологодском епископе Иосифе Золотом взамен разобранной юго-восточной башни Кремля в 1772-1776 гг. построили довольно оригинальный Воскресенский собор. Двухэтажное здание сложной, овальной формы имеет по сторонам четыре полукруглых придела и сильно вытянутый на восток алтарь. Венчающий его большой центральный купол, завершённый фонарём с главой, окружён четырьмя башенками – главками приделов. Сочная пластика объёмов усилена на фасадах тосканскими колоннами и пилястрами с карнизом и вычурными фигурными наличниками окон. Парадный вход в собор (с Кремлёвской площади) имеет ампирные формы – портик с четырьмя колоннами тосканского ордера и фронтоном. Он сооружён в 1824 г. по случаю приезда в Вологду императора Александра I. Интерьер собора сильно перестроен в XIX в., а в настоящее время здесь размещается областная картинная галерея.

В комплекс памятников Кремля также входят ещё несколько зданий. Экономский корпус, или Казённый приказ – первое каменное сооружение в Архиерейском доме, относящееся к концу 1650-х годов. Архитектура Казённого приказа отличается простотой и строгостью, а его особенность заключается в толщина стен нижнего этажа (до 1,75 м). В нем находились погреба, казенные кельи и архив с документами.
Консисторский корпус. Между архиерейскими палатами и северной стеной крепостной ограды в период 1740-1753 гг. было выстроено каменное одноэтажное здание. В 1770-х годах был надстроен второй этаж, и в это здание перевели духовную семинарию, а позднее - в XIX в. — разместили сильно разросшуюся Консисторию (учреждение с церковно-административными и церковно-судебными функциями – Прим.авт.). С тех пор Консисторскими стали называть и сам корпус и образовавшийся благодаря его появлению небольшой дворик. В этом дворике в летний период устраиваются театральные и музыкальные фестивали.
Симоновский корпус с церковью Рождества Христова стал вторым по времени каменным зданием Архиерейского двора, возведённым при вологодском преосвященном архиепископе Симоне во второй половине XVII в. Высокий четверик домовой церкви Рождества Христова с четырехугольным алтарем располагается над восточной частью корпуса. Сама церковь, очень небольшая, занимала часть второго этажа — самого высокого и светлого, в котором находились также архиерейские кельи. В XVII и первой половине XVIII в. Симоновский корпус был самым роскошным зданием не только в епископской резиденции, но и во всей Вологде. Позднее это здание много раз подвергалось всевозможным переделкам и постепенно утратило свой торжественный вид.

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить

В Гаврииловском корпусе в конце XVII — начале XVIII в. находились кельи архиепископа, а вместо второго этажа его северной части, у западного торца Симоновского корпуса, было устроено большое гульбище, из которого можно попасть в Крестовую палату - наиболее торжественное помещение во всем Архиерейском дворе. В этой палате вологодские епископы трижды встречали Петра I и принимали других знатных гостей. Наружное убранство здания, судя по отдельным фрагментам, выдержано в духе московского живописного узорочья середины XVII в. Гаврииловский корпус в настоящее время соединен с Симоновским в одно здание.

Празднично-нарядные фасады палат Иосифа Золотого (1764—1769) отличались от всех прочих построек Архиерейского дома. Стиль, в котором их возвели, был новым и ещё необычным для Вологды. Глядя на это здание дворцового типа, видишь влияние западноевропейской архитектуры и три разновидности барокко: петербургского и значительно более ранних — московского и украинского. Вологодский епископ Иосиф II, именуемый Золотым, славился своей любовью к архитектуре. Его личные апартаменты, по словам экскурсовода, это роскошные трёхэтажные каменные покои, которые, к сожалению, почти не сохранили своего первоначального убранства. В отдельных помещениях остались лишь лепная отделка потолков и интересные кафельные печи.

Воздвиженская (надвратная) церковь выстроена вместо шатрового верха над главными Святыми воротами, выходящими к Софийскому собору, в конце XVII в. Достаточно скромное по своей архитектуре здание имеет традиционную композицию: сравнительно небольшой четверик, увенчанный одной главой, возвышается над прямоугольным алтарем и узкой, сдвинутой к северу трапезной. Прямоугольная форма алтаря типична для надвратных храмов того времени. Воздвиженская церковь сохранилась до настоящего времени, но ее прежний облик несколько искажен купольным покрытием и вычурной главой, относящимся к XVIII в.
Территории Кремля в настоящее время – это Вологодский государственный историко–архитектурный и художественный музей-заповедник, в котором собрана уникальная коллекция вологодской иконописи.

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить

Выйдя из Кремля, направляемся к реке, к памятнику поэту Константину Николаевичу Батюшкову, проведшему в Вологде последние годы своей жизни. У этого памятника в виде многофигурной композиции по традиции фотографируются молодожёны и все туристы. Из рассказа экскурсовода узнаём, что на доме, где жил поэт, установлена мемориальная доска, а в соответствии с завещанием К. Н. Батюшкова он похоронен в Спасо-Прилуцком монастыре, находящемся недалеко от Вологды. Спустившись к реке, попадаем на пристань, от которой можно совершить экскурсию на речном пароходике. Отказаться было невозможно, да мы и не пытались. Вознаграждением стало удовольствие от пейзажей, возникавших на берегах реки.

Сентябрь 2008 г.
Н.Михайлова

 

наверх




© 2004 - 2017 Все права защищены Swimmingmasters.ru.
Перепечатка материалов без письменного согласия администрации сайта запрещена