Новости
Итоги
соревнований
Клуб «Олимп»
Праздничная
Люди и судьбы
По городам и странам
История «Мастерс»
Архив
Фотогалерея
Контакты


SWIMMINGMASTERS.RU
Сайт посвящен ветеранскому движению спортивного плавания.

ПО ГОРОДАМ И СТРАНАМ




Жемчужина Милана - собор «Санта-Мария Нашенте»

Неполных три дня, которые мы провели в Милане – втором по величине городе Италии, важнейшем культурном и историческом центре, было бесконечно мало, чтобы ознакомиться с ним подробно. Конечно же, нашей главной целью визита в столицу Ломбарди́и был известнейший символ Милана, его визитная карточка - беломраморный кафедральный собор «Санта-Мария Нашенте», освящённый в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Этот великолепный памятник архитектуры, религии и истории запомнится каждому, кто увидел его хотя бы раз в жизни. Жители города, а вслед за ними и все туристы мира называют Миланский собор просто Дуомо.

Миланский собор – поистине уникальное здание. Это единственный в Европе католический собор, построенный из белого мрамора. Кроме того, Дуомо входит в число самых крупных храмов в мире. Среди итальянских соборов он уступает по величине лишь Собору Святого Петра в Риме, а среди готических церквей – только Севильскому кафедральному собору. Дуомо способен вместить одновременно до 40 тысяч человек. Это единственный в Италии собор, возведённый в стиле пламенеющей готики – позднеготическом стиле, особенно популярном во Франции, Испании и Португалии. И наконец, Миланский собор – это здание, которое возводилось в течение более 400 лет, с 1386 года и до начала XIX века, но и позднее, вплоть до 1965 года, продолжались отделочные работы, и таким образом общее время строительства составило почти 580 лет.

Многовековая история

Как часто бывало во многих странах и во все времена, местом для постройки собора была выбрана площадь с древней святой историей. Ещё в VII веке до нашей эры здесь было построено святилище кельтов. Захватив кельтское поселение в конце III в. до н.э. римляне дали ему название Медиолан, а на разрушенном капище возвели храм богини Минервы. В IV веке нашей эры, с распространением христианства и этот храм был разрушен, и на его месте появилась христианская церковь Санта-Текла. В VII веке её сменила Санта-Мария-Маджоре, церковь Пресвятой Девы Марии, простоявшая до XIV века, когда герцог Джан Галеаццо Висконти, первый герцог Милана, повелел выстроить на главной площади города собор невиданной красоты, небывалых размеров и неслыханной стоимости. В эпоху постоянных войн, эпидемий и прочих бедствий им двигало стремление доказать всем врагами и недоброжелателям, что Милан – один из сильнейших и богатейших городов Европы. 23 мая 1386 года началось это грандиозное строительство. С самого начала собор был задуман в готическом стиле, и для его постройки пригласили французских и немецких мастеров. Для средневековой Италии это было просто немыслимо, ведь итальянцы, наследники Великого Рима всегда свысока смотрели на готику, присущую северным «варварам».

По первоначальному проекту собор начали строить из кирпича особого обжига. Остатки этой кирпичной кладки, относящейся к концу XIV века, сохранились и по сей день. Но позднее герцог Висконти повелел использовать для строительства кантолийский мрамор из собственного карьера. За этот великолепный материал герцог даже не взял денег у Святого Престола, однако через некоторое время строительство всё равно было остановлено из-за отсутствия у Церкви необходимых средств. Работы были продолжены лишь после того, как проект собора был передан в руки светских властей.

Впервые главный алтарь недостроенного собора освятил ещё в 1417 году папа Мартин V, но до завершения строительства было ещё очень далеко. Немецкие, французские и итальянские мастера сменяли друг друга. Наконец, в 1470 году собором занялся Джунифорте Солари, пригласивший в свою очередь для росписи собора Донато Браманте и Леонардо да Винчи. Великий флорентиец предложил внести в готический проект толику более современного в ту эпоху стиля ренессанса, и собор получил необычный восьмиугольный купол.
К 1572 году строительство здания Миланского собора было в целом завершено, и архиепископ Милана, кардинал Карло Борромео, причисленный позднее к лику святых, освятил Дуомо.

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить

Новое время

Несмотря на то, что с XVI века в Дуомо совершались богослужения, работы над внешним и внутренним убранством собора не прекращались. Сменялись поколения, приходили новые мастера, вносившие свой вклад – и каждый из них понимал, что увидеть окончания строительства ему не суждено.
В середине XVIII века в архитектуре собора появились новые очень важные черты. В 1769 году был сооружён шпиль высотой 106 метров, который венчала статуя Мадонны из позолоченной бронзы. Горожане сразу же дали ласковое прозвище Святой покровительнице города – Мадоннина, а городские власти немедленно издали указ, запрещающий возводить в городе здания, превосходящие Мадонну по высоте.

Окончательному облику фасада Дуомо обязан императору Наполеону. Итальянец по происхождению, Наполеон пожелал, чтобы его коронация как короля Италии состоялась именно в Миланском соборе. По его велению архитекторы Карло Амати и Джузеппе Занойя создали причудливый ажурный фасад, которым вот уже более двухсот лет знаменит собор. Коронация состоялась 20 мая 1805 года. В честь этого события была изготовлена статуя Наполеона Бонапарта, которая украсила один из шпилей собора. А в 1813 году было закончено возведение 135 мраморных игл, устремлённых в небо. И хотя работы по внутренней отделке Дуомо продолжались ещё полтора века, а реставрационные работы ведутся непрерывно и по сей день, ведь собор приходится постоянно подновлять, 1813 год определённо может считаться важнейшей вехой в истории Миланского собора.

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить

Дуомо в цифрах

Хотя Миланский собор не является первым в мире ни по высоте, ни по площади, ни по вместимости, его размеры поражают воображение. Длина Дуомо составляет 158 метров, а ширина поперечного нефа – 92 метра. С высоты птичьего полёта собор напоминает грандиозный католический крест. Его внутренняя площадь достигает почти 12 тысяч квадратных метров, благодаря чему в храме могут находиться одновременно до 40 тысяч человек.
Высота главного шпиля – 106,5 метров, а высота позолоченной статуи Мадонны, венчающей этот шпиль, более 4 метров. Пресвятая Дева Мария считается покровительницей Милана. Центральные улицы города расположены так, что главный шпиль Дуомо со статуей наверху можно увидеть почти отовсюду. Горожане очень любят свою Мадоннину и стараются хотя бы один раз в день поднять глаза и поздороваться с ней.
Высокие своды поддерживают изнутри 52 колонны. В таком колоссальном объёме великолепно звучит знаменитый орган Дуомо, один из крупнейших в мире. Он состоит из 13200 труб в 180 регистрах.

На протяжении шести столетий многие мастера, величайшие и оставшиеся неизвестными, принимали участие в оформлении собора. 3400 статуй украшают Дуомо как снаружи, так и изнутри. Среди них изображения исторических личностей, святых, мучеников, пророков и других библейских персонажей. Горгульи и химеры, непременные атрибуты готического стиля, словно охраняют собор от нечисти, угнездившись на стенах. Одна из женских фигур на центральном балконе фасада напоминает знаменитую Статую Свободы. Весьма вероятно, что она и явилась её прототипом.
Другие лица, увековеченные в мраморе, возможно, являлись спонсорами строительства и членами их семейств. Такие знаки признательности были весьма распространены при строительстве готических соборов. Ещё одна статуя изображает Муссолини, ведь в годы Второй мировой войны Милан был частью Итальянской Социальной Республики Муссолини.

Удивительно прекрасны витражи Миланского собора. На 45 огромных витражных панно общей площадью более 1700 квадратных метров изображено около 3600 персонажей. Древнейшие из всех витражей были выполнены в 1470-1475 годах, то есть более 500 лет назад. Они находятся в первых шести окнах правого нефа, и на них изображено житие Иисуса Христа.

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить

Святыни Миланского собора

Высоко под куполом Дуомо над центральным алтарём хранится величайшая христианская реликвия – один из гвоздей, которыми по преданию был прибит к кресту Христос. Император Феодосий подарил Святой гвоздь Святому Амвросию, епископу Медиоланскому. Сейчас эта святыня помещена в драгоценную дарохранительницу, представляющую собой купол с фигурой торжествующего Христа над восемью бронзовыми позолоченными колоннами.
Каждый год на праздник Воздвижения Честного Креста Господня реликвия предстаёт перед прихожанами. Миланский епископ поднимается к ней на подъёмном устройстве, изобретённом самим Леонардо да Винчи, и выносит святыню для поклонения верующим.

В южном поперечном нефе стоит статуя Святого Варфоломея, одного из двенадцати апостолов. По преданию со Святого Варфоломея заживо содрали кожу, и именно в таком виде скульптор Марко д’Аграте изобразил его для Дуомо. Скульптура настолько натуралистична, что напоминает анатомическую модель.

Знаменитый чёрный канделябр Тривульцио в романском стиле имеет высоту 5 метров. Его автором считается лотарингский мастер Никола да ВердунаXII века. На бронзовой ножке канделябра изображены три волхва перед Марией и младенцем и другие библейские персонажи. Подсвечник опирается на фигуры четырёх драконов. Название он получил в честь Джованни Баттиста Тривульцио, который принёс канделябр в дар Дуомо в 1562 году.

Ещё одна драгоценная реликвия – деревянное распятие, выполненное для процессии 1576 года. Сам кардинал Карло Борромео нёс его по улицам Милана во время нашествия чумы. Гроб с телом Борромео, выполненный из горного хрусталя, находится в крипте, где хранятся и другие многочисленные сокровища Дуомо.

У правого бокового портала находится гробница Ариберто да Интимиано, архиепископа Милана 1018-1045 годов. Она представляет собой каменную тумбу, выложенную тонкими медными пластинками, образующими орнамент в виде распятия. Левее расположен спуск в останки древней базилики Санта-Текла, стоявшей на этом месте в IV-VI веках. Здесь в 387 году епископ и покровитель Милана святой Амвросий крестил будущего отца Церкви святого Августина.
Одна из самых знаменитых гробниц в Дуомо – мавзолей Джана Джакомо Медичи. В 1563 году его брат, папа римский Пий IV, заказал создание усыпальницы скульптору Леоне Леони. Медичи, закутанный в широкий плащ полководца, скрывающий его изувеченную левую ногу, изображён между двумя женскими фигурами, символизирующими Мир и Войну, и бронзовыми рельефами речных богов Адды и Тессины.

Интереснейшей достопримечательностью Миланского собора является также Латунный меридиан, уложенный вдоль всей передней стены. Его секрет открывается в полдень: луч солнца, коснувшийся металлической линейки, указывает на одно из двенадцати зодиакальных созвездий, обозначенных на полу.
На одной из стен находится огромная каменная таблица с выгравированным перечнем имён и фамилий всех архиепископов Милана, начиная с 51 года нашей эры и по настоящее время. Имеются на ней и свободные места – для имён будущих архиепископов.

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить

Прогулка по Дуомо

Уникальнейшей особенностью Миланского собора является возможность посетить его крышу, оборудованную как террасу. Подняться на неё можно на лифте или по лестнице. Такая прогулка по каменному лесу из 135 шпилей останется незабываемым впечатлением. Крышу можно обойти по всему периметру и во всех подробностях рассмотреть статуи ангелов и святых, химер и горгулий, мужчин и женщин.

С высоты собора открываются великолепные виды на Милан. Дуомо по-прежнему является практически самым высоким зданием города. Лишь однажды указ XVIII века был нарушен – в 1960 году была построена Башня Пирелли высотой 127 метров. Но на неё крыше установлена копия Мадоннины, чтобы ничто в Милане не возвышалось над Пресвятой Девой Марией.

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить

Немецкий поэт-романтик Генрих Гейне считал, что Соборная площадь в Милане лучше всего выглядит ясной лунной ночью. В серебряном свете луны резные мраморные украшения Дуомо выглядят, словно нежное невесомое кружево. В наши дни трудно увидеть такую картину – подобно многим достопримечательностями по всему миру, Дуомо подсвечивается со всех сторон. Но в любое время дня, в любую погоду этот памятник архитектуры, искусства, религии, человеческого упорства и стремления к совершенству поистине великолепен.

 
Е.Науменко

 

наверх




© 2004 - 2017 Все права защищены Swimmingmasters.ru.
Перепечатка материалов без письменного согласия администрации сайта запрещена