Новости
Итоги
соревнований
Клуб «Олимп»
Праздничная
Люди и судьбы
По городам и странам
История «Мастерс»
Архив
Фотогалерея
Контакты


SWIMMINGMASTERS.RU
Сайт посвящен ветеранскому движению спортивного плавания.

ПО ГОРОДАМ И СТРАНАМ




Виртуальное путешествие по Италии: часть первая

Очутившись впервые в парке «Италия в миниатюре», туристы теряются от восторга и начинают фотографировать всё подряд. В первую очередь в кадр попадают, конечно же, макеты всемирно известных архитектурных чудес: Колизей, Санта Мария дель Фьоре, Пизанская башня, собор Святого Петра и прочие знаменитые сооружения. Но рядом с ними можно увидеть и другие постройки: башенки, мосты, небольшие церкви, и никто поначалу не задаётся вопросом, почему макеты именно этого замка или этой церквушки находятся в парке. А ведь все они оказались там не случайно. О каждом объекте, представленном в парке можно рассказать что-то интересное. Каждое строение имеет или оригинальное архитектурное решение, или непростую историю, или красивую легенду, или другие интересные факты, которые выделяют именно его из бесчисленного множества других культурных объектов Италии.

Поначалу, разбирая фотографии после поездки, я хотела лишь сделать к ним подписи, но скоро поняла, что могу опознать далеко не все запечатлённые сооружения. Пришлось вчитываться в таблички, если они, конечно, попали в кадр, но мне и в голову не приходило в парке снимать таблички специально. Как и все туристы, я ходила с квадратными глазами и фотографировала достаточно хаотично. Пришлось прибегать к помощи интернета. Пересматривая в сети похожие снимки, я и на своих обнаружила массу объектов на задних планах, на которые сначала не обратила внимания. Затем появилась мысль сравнить миниатюрные изображения с их оригиналами, а поиск каждого оригинала заканчивался чтением огромного количества статей и просмотра сотен фотографий. Процесс растянулся на долгие месяцы, но оказался безумно увлекательным. Что-то находилось легко, что-то после долгих поисков, а что-то чисто случайно в процессе поиска информации о совершенно другом сооружении. Постепенно я прониклась не только историей архитектуры, но и историей всей Италии, её географией, культурой, традициями.

Увеличить Итогом стал этот проект - виртуальное путешествие по Италии. Вспоминая добрым словом синьора Иво Рамбальди, мы предлагаем вам совершить такое путешествие от самого кончика итальянского «сапожка» вверх на север по западному побережью, на восток по альпийским предгорьям и снова на юг вдоль восточного берега. И пусть столь подробная виртуальная экскурсия не кажется вам слишком утомительной – ведь всегда есть возможность просто посмотреть фотографии, прочитав лишь некоторые из приведённых нами фактов. Кто-то, возможно, захочет рассмотреть миниатюры тех достопримечательностей, которые уже довелось увидеть в своих собственных путешествиях. А может быть, вы как раз планируете поездку в Италию и наш мини-путеводитель подскажет новые любопытные идеи для остановок в этой замечательной стране.


И начинаем мы наше путешествие с Сицилии, самого крупного острова Италии, самой южной её части.

Увеличить
Сицилия омывается тремя морями: Ионическим, Тирренским и Средиземным – и это отражено на её гербе. Удивительная и самобытная область Италии, где переплелись такие разные культуры, традиции и история. Здесь больше всего чувствуется арабское влияние и норманнский след, византийские фрески в соборах Палермо, Монреале и Чефалу́ поражают своим великолепием и масштабностью.

Увеличить В главном городе Сицилии Палермо находится бывший бенедиктинский монастырь Сан Джованни дельи Эремити, который после арабского завоевания, как и все остальные христианские храмы, был превращён в мечеть. Церковь монастыря является одним из образцов арабо-норманнского стиля, возникшего как смешение двух совершенно разнородных традиций именно на Сицилии. Арабское влияние наиболее очевидно проявляется в пяти красных полусферических куполах храма, приподнятых на цилиндрических барабанах, причём барабаны не видны снаружи. Такие купола являются характерными для мечетей фатимидского периода в Египте и Магрибе. А во внешнем облике церкви, её массивных стенах и схожести с укреплённым замком, проявляется северный, норманнский стиль. Другими чертами арабо-норманнской архитектуры являются вытянутые полуовальные оконные проёмы, обрамлённые ложными арками. Сан Джованни дельи Эремити внесён ЮНЕСКО в список объектов всемирного культурного наследия.

В пригороде Палермо в маленьком городке Монреале можно увидеть Кафедральный собор Монреале – одну из самых впечатляющих церквей Сицилии. Когда-то Монреале был арабской деревушкой, расположенной на невысокой горе, в XI веке стал норманнским поселением. В 1172 году произошло чудесное событие: король Вильгельм II Добрый увидел сон, в котором ему явилась Мадонна и указала место, где спрятаны несметные сокровища – военные трофеи его отца. Мадонна велела Вильгельму II использовать эти сокровища для возведения храма в её честь. Король не стал ей перечить, и за 15 лет был возведён собор, дворец архиепископа и дворик. Второе название собора – Санта Мария Нуова, собор Рождества Пресвятой Богородицы.

Увеличить Сиракузы – одна из первых эллинских колоний на восточном берегу Сицилии, основанная, по преданию, коринфянами в 734 году до н. э. Впоследствии самый большой и богатый город на Сицилии, а в III веке до н. э. также и самый крупный по площади город античности. Руины древнего города — памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ныне на месте Сиракуз стоит итальянский город Сиракуза. Греческий театр в Сиракузах был построен в V веке до н. э. Его вырубленные в скале трибуны многие века хранят воспоминания о трагедиях Еврипида и Эсхила, народных собраниях, чествованиях правителей и смертоносных кровопролитиях гладиаторских боёв. Новая история древнего театра в Сиракузе начинается в 1914 году. Именно с тех пор в мае и июне здесь проводится театральный фестиваль, во время которого строение оживает: на сцене вновь разыгрываются сюжеты античных трагедий, а актёры говорят на греческом языке.

Замок Урсино, расположенный в портовом городе Катания, был построен между 1239 и 1250 годами по приказу императора Священной Римской империи и короля Сицилии Фридриха II. После того, как столица Королевства обеих Сицилий была перемещена из Катании в Палермо, а также после повсеместного распространения огнестрельного оружия, замок Урсино утратил свое военное предназначение и стал использоваться в качестве тюрьмы. Это одно из немногих зданий, уцелевших во время разрушительного землетрясения 1693 года.

Увеличить Город Агридженто у западного побережья Сицилии был основан греками с острова Родос в 581 году до нашей эры под названием Акрагант и стал одним из значительных и процветающих городов древнего мира. В то же время была построена и главная нынешняя достопримечательность города – Долина Храмов. Сегодня это обширный археологический парк с греческими храмами VI и V вв. до нашей эры, которые считаются лучшими образцами дорического стиля за пределами Греции и находятся под охраной ЮНЕСКО.

Увеличить Городу Чефалу́ на северном побережье Сицилии название дала большая скала в виде головы. Согласно легенде, когда король Рожер II возвращался из Неаполя в Палермо, он попал в сильный шторм и дал клятву, что если спасётся, то на том месте побережья, где они пристанут, он возведет собор в честь Христа Спасителя. На следующий день шторм стих и Рожеру с его людьми удалось бросить якорь в бухте Чефалу́. Строительство собора началось в 1131 году. Рожер II тщательно выбрал место для строительства – перед самой скалой. Благодаря такому расположению, собор оказывается связующим звеном между скалой и городом и визуально доминирует над всеми соседними зданиями. Это впечатление усиливается тем, что главный западный фасад собора расположен выше Соборной площади, и к входу необходимо подниматься по лестнице. Собор Преображения Господня в Чефалу́ также внесён ЮНЕСКО в список объектов всемирного культурного наследия.

Таормину представляет в парке Соборная площадь, хотя в первую очередь этот город славится как очаровательный курорт. Таормина была греческой, римской, византийской, арабской, норманнской. И во все века, благодаря своему месторасположению, мягкому климату и удивительной атмосфере здесь выстраивали свои виллы представители знати. Кафедральный собор San Nicola di Bari построен в XV веке на месте более древней церкви, посвящённой святителю Николаю Чудотворцу, и является самым большим архитектурным памятником Средневековья в городе. Рядом находится оригинальный фонтан, который венчает женская фигура – кентавресса, герб и официальный символ Таормины. Здание собора напоминает средневековую крепость, а материалом для него послужил вулканический туф исправно работающего вулкана Этна, макет которого можно увидеть за макетом Таормины.

Мессина, основанная греками в VIII веке до н. э., с тех самых времён называется «воротами Сицилии» за своё прекрасное географическое положение. Она находится на самой северо-восточной окраине острова, там, где ширина пролива между Сицилией и материком составляет всего 3-4 километра. Но дух прошедших веков словно выветрился c улиц и площадей Мессины. Виной тому страшное землетрясение с цунами 1908 года, которое практически полностью уничтожило город.

Увеличить Сложная судьба постигла и одну из главных достопримечательностей Мессины – кафедральный собор Богоматери Письма. Построенный в XII веке в норманнском стиле, он многократно разрушался из-за стихийных бедствий или пожаров практически до основания. Особенно сокрушительными были разрушения 1908 года вследствие землетрясения и 1943 года из-за бомбардировок союзников. Но сколько раз он был разрушен, столько же отстраивался заново как прямое доказательство жизнелюбия жителей и их веры в светлое будущее.
На колокольне собора находятся уникальные астрономические часы с вечным календарём и позолоченными фигурками. Часы сделаны в Страсбурге в 1933 году, они не только показывают точное время, день недели, времена года и лунные фазы, но еще и поют, кукарекают, рычат и разыгрывают всевозможные сценки. Механизм этих часов признан одним из самых сложных в мире. В полдень идёт полное представление, а каждые 15 минут фигурки немного сдвигаются.

Вход в гавань Мессины защищает форт Сантиссимо-Сальваторе, построенный в 1540 г. на месте разрушенного монастыря византийского обряда Св. Спасителя. На вершине форта воздвигнута 60-метровая башня Кампана, увенчанная статуей Девы Марии, покровительницы города. Согласно легенде, Богоматерь отправила в 42 году н. э. жителям Мессины письмо со словами, которые теперь увековечены на стене форта: «Благославляем вас и ваш город».
Через Мессинский пролив прекрасно просматривается уже материковая Италия.

 

Увеличить
На мысочке итальянского сапога расположен регион Калабрия, самый южный в материковой Италии, отличающийся яркими красками и бурным, но дружелюбным темпераментом жителей. Местность здесь холмистая, поэтому многие поселения располагались на холмах вокруг крепости или дозорной башни на вершине, где можно было укрыться в случае опасности. В парке можно увидеть несколько таких поселений.

Увеличить Один из таких городков на холме называется Шилла – в честь легендарного морского чудовища, ведь именно в Мессинском проливе, согласно греческим мифам, располагались Сцилла и Харибда, поглощающие морские суда. Сцилла, то ли прекрасная гетера, то ли чудовище с собачьей головой и двумя дельфиньими хвостами, обитала у материкового берега на высоких скалах. А ужасный водоворот Харибда находился у берегов Сицилии. Правда, современные моряки не верят в Сциллу с Харибдой, но Мессинский пролив действительно славится опасными подводными течениями и водоворотами, поэтому морские суда соблюдают тут особую осторожность. На вершине утёса, где обитала Сцилла, сейчас расположен замок Руффо, построенный в XIII веке как резиденция правителей Калабрии. Чуть ниже, на пересечении трёх главных дорог Шиллы, стоит церковь Иммаколата или церковь Непорочного Зачатия Пресвятой Богородицы. После неоднократных землетрясений и перестроек от первоначального здания осталась только крыша, но церковь всё равно остаётся величественной и прекрасной.

Городок Рокка Империале («Имперская скала») некогда играл важную роль, поскольку выгодно располагался на пути из Апулии в Калабрию. Он был основан в XIII веке императором Фридрихом II и получил название по имени величественного замка, возвышавшегося на скале, с которой открывается прекрасный вид на весь Тарантский залив от «каблука» до «носка» итальянского «сапога». От замка сохранились лишь фрагменты стен, бастионы и мосты, сегодня он находится на реконструкции, проводимой под эгидой ЮНЕСКО. Замок был окружён глубоким скалистым рвом, в нём находились два больших подземных хранилища с водой, которой в случае осады замка хватило бы практически на год. Существует и подземный ход, ведущий в гористый лес за замком, но он со временем обрушился, и пока о его восстановлении речи не идёт.
«Изюминкой» Рокка Империале издавна считаются выращиваемые здесь лимоны, которые поставляются по всей Италии. Каждое лето в городке проводится праздник лимонов, во время которого можно купить лимонный мёд, ликёр лимончелло, лимонные джемы, сиропы и настойки, а также всевозможные изделия в форме цитрусовых.

Увеличить Появление города Стило относится к греческому периоду, и до сих пор здесь говорят на диалекте, который похож на древнегреческий. В 1568 году в Стило родился философ Томмазо Кампанелла, всемирно известный своей утопией «Город Солнца». Национальным памятником архитектуры является византийская церковь Каттолика ди Стило, построенная в IX веке, когда Калабрия входила в состав Византийской империи. Маленькая церковь внутри разделена четырьмя колоннами и покрыта великолепными византийскими фресками. В апсиде сохранился колокол, отлитый в 1577 году, когда храм была передан Католической церкви. Есть предположение, что некоторое время храм был также мусульманским, об этом свидетельствуют несколько надписей внутри на арабском языке, в том числе изречение: «Есть только один истинный Бог».

Небольшой город Россано был основан в эпоху республиканского Рима. В раннем Средневековье город превратился в один из крупнейших центров византийской культуры. В Россано сохранилось немало архитектурных и художественных памятников, благодаря чему его порой называют «маленькой Равенной». Здесь находится кафедра католического архиепископа. Два папы римских были уроженцами Россано. В парке миниатюр можно увидеть церковь Сан Марко – византийский храм, построенный на скале. От древнейшей церкви сохранились квадратный план здания с пятью куполами цилиндрической формы и остатки фресок. Прозрачные современные вставки в полу позволяют увидеть крипту, находящуюся под храмом.
В наши дни Каттолика ди Стило и церковь Сан Марко в Россано являются одними из самых выдающихся образцов византийской архитектуры в Италии.

Увеличить Символом очаровательного курортного городка Тропеи, является церковь Санта Мария дель Изола. Бывшее святилище бенедиктинского ордена монахов раннего средневекового происхождения расположено на большой скале, которая выходит на пляж с белым песком и кристально чистое Тирренское море. Как утверждают историки, когда-то святилище было полностью окружено морем и имело более внушительные размеры, чем в настоящее время. Именно поэтому оно получило название Святая Мария на острове. Отсюда можно полюбоваться великолепной панорамой, одной из самых красивых в Калабрии.

Козенца – один из самых древних городов Калабрии. Ещё до того, как в 204 году до н. э. Калабрию покорили римляне, это был важнейший город италийского племени бруттиев. Джакомо Казанова описывал его, как город «титулованной знати, красивых женщин и культурных людей». Ещё один титул – «Афины Калабрии» – Козенца получила в XIX веке за великолепную городскую планировку, архитектуру, историческое и культурное наследие. За долгую историю город неоднократно переживал периоды расцвета и упадка. Во время Второй мировой войны Козенца подверглась бомбардировкам и к 1945 году была в плачевном состоянии. Экономический бум помог городу быстро восстановиться, число жителей стало расти, но исторический центр остался малонаселённым – люди предпочитали селиться в новом городе. Доминанта исторического центра, Кафедральный собор выходит фасадом на крохотную площадь. Он был построен в XI веке, а затем неоднократно перестраивался и реставрировался, особенно после землетрясений. Во время последней реконструкции ему был возвращён первоначальный вид: восстановили тройной портал и окно-розу.

Увеличить Замок Кастелло дель Принчипе в курортном городке Бельведере Мариттимо, расположенном на побережье Тирренского моря, считается одним из самых красивых и хорошо сохранившихся замков региона Калабрия. Он был построен во второй половине XI века по приказу норманнского правителя Роджера. Вероятно, первоначально его размеры были несколько меньше современных, а само строение было возведено на месте существовавшего ранее византийского поселения. Впоследствии замок был переделан в аристократическую резиденцию феодалов из Бельведере Мариттимо. Тогда же он и получил свое современное название – Княжеский. Замок представляет собой квадратное строение с двумя башнями, обращенными на юг. Эти башни, а также стена, окружающая замок, являются типичными оборонительными элементами арагонской эпохи. Сегодня Кастелло дель Принчипе относится к национальным достояниям Италии.

По всему южному побережью Калабрии были расставлены средневековые башни для наблюдения за возможными набегами пиратов и турок. Торре-Мелисса, представленная в парке, была построена на горе, с которой открывается широкий вид на окрестности. Она была одновременно и сторожевой башней, и замком. Крохотный макет, мимо которого многие в парке проходят, не замечая его, в реальности оказался интереснейшим сооружением. В башне расположен музей крестьянского быта, а смотрителем башни работает большой любитель ракушек. Из собранных им и всеми его друзьями ракушек он мастерит такие искусные изделия, что несколько лет назад в башне официально открыли музей ракушек и поделок из них.

Насладившись великолепными морскими видами в Калабрии, движемся на север и попадаем в мало изведанный туристами регион Италии – Базиликату.

 

Увеличить
Базиликата – единственный регион Италии, имеющий второе название. В древние времена она именовалась Луканией в честь племён «луканов», проживавших на этих землях. Слово «лукус» в переводе с латыни означает «лес». Базиликатой регион стали называть во времена Византии, и оно происходит от греческого «басилеос» – этим титулом величали императоров.

Увеличить Базиликата компактно расположилась между Ионическим и Тирренским морями. Протяжённость морских берегов Базиликаты невелика, но город Маратея считается одним из лучших курортов на побережье Тирренского моря. Именно здесь находится вторая в мире по величине статуя Христа Спасителя, её высота составляет 22 метра. Мраморная статуя расположена на самом верху горы Сан-Бьяджо, на высоте 311 метров над уровнем моря, поэтому ее можно увидеть задолго до приближения к Маратее.

Матера – город в Базиликате, известный во всем мире историческими кварталами Сасси, где расположены пещерные дома, включённые в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Поселение на этом месте существовало со времён неолита, и уже тогда многочисленные гроты и скалистые массивы стали использовать для постройки жилищ. Так зародились кварталы Сасси (от слова «sasso» – «камень»). Постройка домов в пещерах была обусловлена климатическими условиями, природными возможностями места и необходимостью защиты. Улицы пещерного города были узкие, со множеством ступенек и лесенок. Местные жители испытывали большие сложности с водой, поэтому они рыли в известняке каналы и траншеи для сбора воды и создавали системы разнообразных цистерн. Вода использовалась не только в хозяйстве, но и для сельских работ. Жители смогли превратить свой город в зелёное место, с подвесными садами, огородами и деревьями.
Жизнь в скальных трущобах продолжалась до середины XX века, когда население города разрослось до предельных размеров. Места не хватало, и над пещерами надстраивали ещё этажи. Подвесных садов и огородов больше не сажали, а огромные семьи жили в антисанитарных условиях, без канализации, не соблюдая элементарных гигиенических норм. Возникла «проблема Матеры», которая стала буквально «позором нации», и в 1952 году власти приняли решение переселить жителей в новые кварталы, освободив пещерные дома.
После того, как Сасси ди Матера стали необитаемы, они становились декорациями ко многим фильмам. Пьер Паоло Пазолини снимал здесь «Евангелие от Матфея», а Мел Гибсон - «Страсти Христовы».

Увеличить Город Мельфи расположен у подножия вулкана Монте Вультуре. Исторический центр городка окружён стенами протяжённостью более 4 км, восходящими к норманнской эпохе. В самом сердце исторического центра, на Соборной площади, находится прекрасный кафедральный собор Вознесения Богородицы, который начали строить ещё в XI веке. В дальнейшем собор столько раз разрушался и восстанавливался, что от первоначального замысла не осталось и следа. Однако все стихийные бедствия пощадили норманнскую колокольню, построенную в 1153 году, и только остроконечный шпиль появился после землетрясения 1851 года. Именно из-за колокольни собор Мельфи, мало чем выделяющийся среди тысяч других барочных храмов, попал в список национальных памятников Италии. А рядом с ним расположился Епископский дворец.

Ещё одна достопримечательность Базиликаты, представленная в парке миниатюр, замок в местечке Лагопезоле. Это прямоугольное сооружение абсолютно утилитарного, если не сказать конструктивистского вида построено в XIII веке на вершине невысокого холма предположительно Фридрихом II Штауфеном - королем Сицилии, королем Германии и императором Священной Римской империи. Особенностью этого замка является наличие на его территории полноценной церкви, в отличие от прочих аналогичных сооружений того времени, внутри которых строились простые часовни.

Из Базиликаты наш путь лежит дальше на север в регион Кампания, где находится большое количество достопримечательностей, входящих в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

Увеличить
Кампания простирается вдоль побережья Тирренского моря и является третьим регионом Италии по численности населения и первым по плотности. Его столица - Неаполь, шумный, хаотичный город, объединивший в себе черты огромного мегаполиса и восточного базара. В Кампании находится знаменитый и всё ещё действующий вулкан Везувий, похоронивший когда-то города Геркуланум, Помпеи и Стабии.

Увеличить Паэстум или иначе Пестум – популярный туристический город, в центре которого расположились руины древнего греко-римского поселения Посейдонии, колонии Сибариса, основанной около 600 года до н. э. В IV веке до н. э. город был захвачен луканами и получил латинское название Паэстум, а в 273 году до нашей эры стал заурядной римской колонией. Конец города совпал с закатом Западной Римской империи. Около 500 года нашей эры устья рек, сбегающих с окрестных гор в долину, засыпались песком, местность была заболочена и стала очень нездоровой – город окружили малярийные топи. Постепенно люди оставляли Паэстум. В IX веке он был разрушен сарацинами и заброшен окончательно, вследствие чего три древних дорических храма не были разобраны на стройматериалы. Именно этот город упоминает Александр Блок в своём стихотворении «Скифы»: «И день придёт — не будет и следа от ваших Пестумов, быть может!»
Благодаря непроходимым и нездоровым болотам, эти грандиозные руины сохранились до нашего времени и являются лучшими образцами греческого зодчества на территории бывшей Великой Греции. Паэстум был открыт вновь лишь в 1752 году при строительстве дороги, которая пересекает античный город.
В парке представлены макеты двух храмов, стоящих рядом. Храм Геры или Цереры, как называли эту богиню римляне, самый древний из сохранившихся в Паестуме. Второй храм традиционно именуется храмом Посейдона или Нептуна, но недавние археологические находки позволили установить, что и этот храм был посвящён Гере, поэтому его сейчас называют храмом Геры II.

Ближе к Неаполю находится древнеримский город Помпеи. 24 августа 79 года случилось сильное извержение вулкана Везувия, вследствие чего город на века был погребён под многометровым слоем пепла. Обнаружили его лишь в XVII веке случайно, при строительстве водопровода, причём долгое время никак не могли предположить, что эти жалкие остатки – руины могущественной Помпеи. И лишь когда была найдена табличка-указатель (пограничный столб), стало понятно, что именно здесь находился некогда величественный древнеримский город. Полноценные раскопки начались век спустя и продолжаются до сих пор, равно как и научные исследования. Благодаря усилиям археологов, вымерший город сегодня вернулся к жизни, правда, только в качестве музейного экспоната.

Увеличить На берегу Неаполитанского залива, у подножия дремлющего вулкана Везувий расположился шумный и пёстрый Неаполь, главный город юга Италии, третий по величине город страны. Среди узких улиц в религиозном сердце Неаполя находится архитектурное творение, сочетающее всё лучшее от двух противоречивых стилей – барокко и готики. Это Сан Дженнаро или собор Святого Януария, кафедральный собор Неаполя. Величественный светлый богатый фасад и еще более богатое внутренне убранство впечатляют до глубины души и приводят в благоговейный трепет. Главная реликвия собора – сосуд с кровью Святого Януария, запечатанный более 1700 лет назад. Когда сосуд демонстрируют верующим, кровь в нём закипает и занимает собой весь сосуд. Если чуда не происходит, горожане считают это дурным знаком. Так было, например, в 1672 году, когда от чумы в Неаполе умерли более 40 тысяч человек, и в 1980 году, когда мощное землетрясение унесло 3 тысячи жизней.

На площади Плебисцита находится церковь Святого Франциска Паоланского. Базилика в неоклассическом стиле была построена королём Фердинандом I Бурбоном в XIX веке по образу и подобию римского Пантеона во исполнение обета, в благодарность за то, что ему удалось вернуть потерянное королевство. В храме находится драгоценный алтарь, выполненный из камня и украшенный роскошными фресками и множеством скульптур. Купол церкви имеет диаметр 53 метра, а колоннада придает ей сходство с площадью святого Петра в Ватикане.

Увеличить В парке миниатюр представлены сразу два замка, находящиеся в Неаполе. Один из них это древний Кастель-дель-Ово, названный так за форму, схожую с яйцом. Замок находится на острове, а его история берёт свое начало ещё со времён существования Древнеримской империи, когда на этом месте находилась вилла, принадлежавшая Лукуллу, который славился размахом своих пиров. Во времена раннего Средневековья здесь располагался монастырь, а затем были созданы фортеции, принадлежавшие норманнам. После смены многих хозяев, разрушений и перестроек замок к XVI веку приобрёл современный вид. На протяжении долгих веков крепость являлась центром политической жизни Италии, в её стенах принимались важнейшие решения, которые ключевым образом меняли историю Италии. С крепостью Кастель-дель-Ово также связываются многочисленные легенды. Неаполитанцы уверены, что здесь жила нимфа Партенопея, о которой так живописно повествует легенда Вергилия.

На берегу Неаполитанского залива стоит второй замок – Кастель Нуово, Новый замок. Построенный в XIII веке, он стал и королевской резиденцией, и крепостью, защищавшей город от врагов. Замок имеет форму трапеции, спереди можно видеть три башни и многоуровневую Триумфальную арку с колоннами в стиле эпохи Ренессанса, построенную в честь правителя Альфонса I. Контраст между строгими брутальными башнями и нарядным порталом придают замку особый шарм. Исторически сложилось так, что замок служил не только монаршей резиденцией, но и был важным культурным центром Европы. В нем гостили поэты, художники, писатели: Петрарка, Боккаччо, Джотто. Сейчас в крепости находится городской музей Неаполя, славящийся своей коллекцией произведений искусства.

Увеличить Казерта – город к северу от Неаполя, получил известность благодаря Королевскому дворцу, называемому «Версалем Италии». Само поселение Казерта существовало ещё до прихода римлян и видело много разных правителей. Звёздный час для Казерты наступил в 1750 году, когда Карл III Бурбон, король Неаполя и двух Сицилий, решил возвести новую королевскую резиденцию недалеко от Неаполя и подальше от моря, чтобы атаки французского флота меньше тревожили коронованных особ. Король желал, чтобы его новый дворец затмил красотой и роскошью другие европейские дворцы, особенно французский Версаль. Дворец высотой в пять этажей являет собой яркий пример итальянского барокко. Он имеет в плане прямоугольную форму, а его площадь составляет 47 тысяч квадратных метров. 1200 комнат, каждая из которых выполнена в своем стиле, поражают великолепием. Королевский парк спланирован в лучших европейских традициях эпохи Возрождения. В нём возведён акведук Каролино, чтобы обеспечить сад водой. Королевский дворец вместе с бельведером и акведуком находится под охраной ЮНЕСКО.

Город Беневенто в парке миниатюр представляет Арка Траяна. Траян – римский император из династии Антонинов, правивший в 98 - 117 годах. Он известен своими обширными завоеваниями, при нём территория Римской империи достигла максимальных размеров. Траян является вторым из «пяти хороших императоров». Это прозвище получили пять римских императоров из династии Антонинов, правивших последовательно друг за другом: Нерва, Траян, Адриан, Антонин Пий и Марк Аврелий. Их правление отличалось стабильностью и отсутствием репрессий, а Римская империя в этот период достигла своего наивысшего расцвета. Неудивительно, что памятные сооружения в честь Траяна установлены во многих городах Италии.

Прежде чем следовать дальше на север, бросим взгляд через Тиренское море. Там расположилась самый самобытный регион Италии – Сардиния.

 

Увеличить
Богатство Сардинии составляют как природа, так и уникальное историческое наследие. До сих пор точно не ясно происхождение названия острова. Согласно одной из греческих легенд покорителем острова стал Сардос, сын Геракла. По другой легенде здесь Господь впервые ступил в воды морские. Под его стопой образовался этот кусочек суши, с необычной формой в виде сандалии («сандалиотис»).

Увеличить Главный город Сардинии – это Кальяри. В парке миниатюр можно увидеть популярный у паломников храм, который находится в Кальяри на вершине холма Бонариа – Святилище Святой Мадонны Бонариа. Верующие со всего мира стекаются сюда, чтобы помолиться статуе Девы Марии, спасшей в XIV веке испанский корабль. По легенде, судно гибло в шторме неподалёку от берега, и команда стала освобождать его от ящиков с грузом. Буря тут же утихла. Один из ящиков прибило к берегу, и местные жители с удивлением обнаружили в нём статую Девы Марии с младенцем Иисусом в одной руке и зажжённой свечой в другой. С тех пор священная фигура стала защитницей острова и моряков.

Недалеко от Сассари, второго по величине города на Сардинии, можно увидеть церковь Сантиссима Тринита ди Саккарджия. Это здание привлекает своим весьма необычным внешним видом, оно целиком построено из местного камня – черного базальта и белого известняка. В нём сохранились чрезвычайно редкие для сардинского романского искусства изображения сцен из жизни Христа. Фрески написаны под византийским влиянием и представляют собой уникальный пример сардинской живописи XIII века.

Увеличить Средневековый городок Кастельсардо расположился на северном побережье Сардинии, на каменистом мысе. Кастельсардо славен на весь мир своими красивейшими видами на залив Азинара, на парящую над морским горизонтом французскую Корсику, а также большим количеством исторических и археологических достопримечательностей. История города началась в 1102 году, когда знатная генуэзская семья Дория выстроила на вершине скалы замок-крепость. Его непростую судьбу можно проследить по названиям: Кастельдженовезе – Генуэзский замок, Кастельарагонезе – Арагонский замок и, наконец, Кастельсардо – Сардинский замок. В наши дни Кастельсардо — это небольшой туристический городок с приятной атмосферой бесконечного праздника.

Неподалёку от местечка Барумини в провинции Медио-Кампидано, находится археологический памятник Су-Нуражи. Его возраст – порядка трех с половиной тысяч лет, и это едва ли не самый любопытный объект в дошедшем до наших дней наследии древней нурагической цивилизации, которая существовала в незапамятные времена на Сардинии. Нураг представляет из себя башню, сложенную из крупных камней методом сухой кладки, то есть без скрепляющего раствора. Камни выкладывались вкруговую, кверху стенки постепенно сужались, но не смыкались. Таким образом, по форме конструкция являла собой усеченный конус, чаще всего двухуровневый, хотя некоторые из найденных нурагов даже трёхуровневые. Высота отдельных башен достигает 20 метров, всего на острове найдено порядка 7-8 тысяч нурагов. Об их назначении до сих пор ведутся оживленные дискуссии. Версии выдвигаются самые разные и невероятные: монументальные захоронения, храмы культа Солнца, военные укрепления, плавильные печи, тюрьмы и даже дома великанов. К общему мнению учёные и исследователи пока не пришли.

Вернёмся с Сардинии на материк и устремимся в Лацио - самый посещаемый регион полуострова, столица которого - Рим является по совместительству и столицей Италии.

 

Увеличить
Первые поселения на территории нынешнего Лацио возникли ещё за две тысячи лет до н.э. Считается, что и название области возникло благодаря племени латинов, живших здесь в те времена. За всю свою историю область не подвергалась опустошительным нашествиям; войны здесь случались редко. Столица христианства «вечный город» Рим на протяжении многих столетий был столицей всего Западного мира.

Увеличить Начнём рассказ о Лацио с двух небольших достопримечательностей, на которые туристы в парке не обращают пристального внимания.
Самым знаменитым памятником города Формии считается Могила Цицерона. Мавзолей римской эпохи расположен вблизи почти не сохранившейся грандиозной виллы великого оратора. Согласно историку Страбону, Марк Туллий Цицерон очень любил Формию, часто проводил здесь время и здесь же был убит в 43 году до н. э. Легенда гласит, что именно в Формии он был захоронен, хотя сейчас его останки находятся в Риме.

Примерно в 55 км к северу от Рима, находится удивительное местечко Черветери, известное древними некрополями этрусков. Этруски – загадочный и таинственный народ, после которого остались грандиозные некрополи, похожие на города мертвых, а также фрески, рассказывающие, что этруски были не прочь выпить и погулять на пирах. Но откуда они пришли, осталось неизвестным, их язык до сих пор не расшифрован, а от их домов, в отличие от захоронений, не осталось и следа. Этруски основали многие итальянские города, ставшие важными центрами, но как они появились в центральной Италии, до сих остается тайной.

Увеличить Поскольку по всей территории парка миниатюр непрерывно курсируют поезда, здесь должен быть и главный вокзал, от которого они отправляются. Таким вокзалом, согласно пословице «все дороги ведут в Рим», стал вокзал Термини. Расположенный практически в центре Рима, он является самым известным и самым крупным транспортным узлом в городе. Именно здесь, помимо главного железнодорожного вокзала, находятся центральная станция метро и центральный автовокзал Рима. Таким образом, вокзал Термини можно считать отправной точкой для доступа к большинству достопримечательностей города. Своё название вокзал получил от многочисленных терм, которыми был застроен холм Виминал в эпоху императора Диоклетиана.

Неподалёку от вокзала находится площадь Республики, украшением которой служит фонтан Наяд, созданный скульптором Марио Рутелли в 1901 году. Рутелли заменил бронзовых львов, которые ранее украшали фонтан, на магических существ – наяд, покоривших водную стихию. У каждой наяды есть свой питомец: озёрная наяда мчится на лебеде, властительница океанов восседает на огромном морском коньке, речная наяда запечатлена вместе с чудовищем речным, а предводительница подземного потока укрощает дракона. Сейчас во времена сексуальной раскрепощённости голыми нимфами на фонтане никого не удивишь, а в начале прошлого века разгорелся нешуточный скандал. Благонамеренная публика требовала прикрыть срам или запретить фонтан вовсе, но наяд удалось отстоять.

Увеличить Колизей или амфитеатр Флавиев – одно из самых известных и грандиозных сооружений древнего мира, сохранившихся до наших дней. Колизей был построен в 80 году н. э. при римском императоре Тите из рода Флавиев. Колизей на латинском языке означает «громадный», «колоссальный», неудивительно, что именно это слово вытеснило в народе официальное название амфитеатра. Подобно другим римским амфитеатрам, Колизей представляет в плане эллипс, середина которого занята ареной, а вокруг концентрическими кольцами располагаются места для зрителей. От всех сооружений такого рода Колизей отличается своей величиной: длина его наружного эллипса равняется 524 метрам, большая ось составляет 188 метров, малая ось – 156 метров, стены достигают высоты от 48 до 50 метров. Амфитеатр построен на фундаменте толщиной в 13 метров.
Долгое время Колизей был главным местом гладиаторских боев, охотничьих спектаклей и других увеселительных зрелищ. Арена амфитеатра позволяла вмещать до 3 тысяч бойцов. Здесь погибли тысячи гладиаторов и животных. Конец кровавым расправам положили только в 405 году. С падением великой Римской империи здание стало приходить в упадок и начало разрушаться. В 1349 году мощное землетрясение в Риме явилось причиной частичного обрушения Колизея, после чего великая постройка древности стала всего лишь источником строительного материала. Так, в XV и XVI столетиях папа Павел II брал из него материал для постройки венецианского дворца, кардинал Риарио – для дворца канцелярии, папа Павел III – для палаццо-Фарнезе. Папа Сикст V намеревался воспользоваться зданием для устройства суконной фабрики, а папа Климент IX превратил Колизей в завод по изготовлению селитры.
Конец зарастанию и разрушению амфитеатра Колизея был положен в XVIII веке папой Бенедиктом XIV. По его инициативе в память о пролитой крови здесь был установлен крест и начали проводиться церковные мероприятия. И хотя в наши дни Колизей в Риме так и стоит наполовину разрушенным, он по-прежнему производит грандиозное впечатление и по праву считается главным символом Рима.

В Риме находится неисчислимое множество соборов, дворцов, памятников, фонтанов и прочих достопримечательностей. Воспроизвести их все было бы совершенно невозможно, и для парка были выбраны Испанская лестница и фонтан Треви.
Увеличить Испанская лестница – одно из самых знаменитых и любимых мест для встреч в Риме. Из центра вытянутой в длину Испанской площади она ведёт на холм Пинчо, устремляясь к знаменитой церкви Тринита деи Монти. Лестница олицетворяет собой столетнее соперничество между испанцами и французами в Риме. В Испанском дворце на одноимённой площади было представительство испанского королевского дома, в то время как церковь Тринити деи Монти находилась под покровительством французской династии и стояла обособленно, высоко на холме. Французский дипломат Этьен Геффье посчитал, что нужно связать площадь с церковью грандиозной лестницей, и завещал личные средства на выполнение этого проекта. Но на возведение лестницы с символами французской королевской власти наложил своё вето Папа Римский, и прошло не меньше века прежде, чем грандиозная барочная лестница из 138 ступеней соединила площадь и холм. Зато теперь она радует глаза римлян и многочисленных туристов.
У подножья лестницы находится фонтан «Лодочка» работы Петро Бернини, отца знаменитого Джованни Лоренцо Бернини. Говорят, что прообразом фонтана стала лодка, которую нашли прямо на этой площади после того, как воды Тибра вернулись в свое русло по окончании наводнения.

Фонтан Треви – самый крупный фонтан Рима, его высота составляет почти 26 метров, а ширина – около 20 метров. Он был построен в XVIII веке архитектором Николой Сальви в стиле барокко и примыкает к фасаду дворца Поли. Величественный фасад дворца и фонтан воспринимаются как единое целое, потому фонтан кажется ещё более грандиозным. Из центральной ниши дворца, словно на колеснице, выезжает Океан, сидящий на морской раковине, которую тянут тритоны и гиппокампы. В нишах по бокам от Нептуна помещены аллегорические фигуры, а над ними – барельефы. Фонтан Треви можно увидеть во многих фильмах: «Римские каникулы», «Сладкая жизнь», «Безумно влюблённый» и других.

Увеличить Ну и какой же Рим без Ватикана, уникального «государства в государстве», популярного туристического центра и религиозной святыни для миллионов католиков всего мира. В парке можно увидеть грандиозную площадь Святого Петра в виде двух симметричных полукружий, разбитую перед кафедральным собором Святого Петра по проекту Джованни Лоренцо Бернини в 1656-1667 годах. Колоннады тосканского ордера, обрамляющие площадь, образуют в сочетании с собором символическую форму «ключа Святого Петра». Примечательно, что ни один кусок мрамора для строительства собора не был добыт из каменоломен нового времени; весь материал извлечён из античных зданий, часть из которых ради нескольких обломков мрамора были просто разрушены. Настоящий Ватикан посещают в год около 5 миллионов туристов, а в парке миниатюр желающие сфотографироваться на фоне маленького Ватикана выстраиваются в очередь.

 

«Я думаю, было бы несчастьем умереть, не увидев хотя бы на миг тот Рим, о котором я так много читал», – писал Вальтер Скотт. Благодаря прогулке в парке «Италия в миниатюре», туристы получают возможность хотя бы мысленно прикоснуться к культуре Великого города. Но Рим – это ещё не вся Италия. Многое мы уже увидели, и впереди в нашем виртуальном путешествии будет ещё немало удивительных остановок. О достопримечательностях северо-западных регионов Италии читайте в следующей части нашего рассказа.

 
Е.Науменко

Продолжение следует.

 

наверх




© 2004 - 2017 Все права защищены Swimmingmasters.ru.
Перепечатка материалов без письменного согласия администрации сайта запрещена