Новости
Итоги
соревнований
Клуб «Олимп»
Праздничная
Люди и судьбы
По городам и странам
История «Мастерс»
Архив
Фотогалерея
Контакты


SWIMMINGMASTERS.RU
Сайт посвящен ветеранскому движению спортивного плавания.

ПО ГОРОДАМ И СТРАНАМ




По городам Италии: Равенна

Увеличить Начавшиеся соревнования Чемпионата мира несколько поубавили наше желание объять необъятное в познании Италии. Надо было выступать самим, помогать готовиться к стартам одноклубникам и болеть за них на дистанциях. Мы ждали дня, который для нас станет днём отдыха - когда медали в эстафетах разыграют клубные команды. В наших планах значились ещё два города – Болонья и Равенна. До Болоньи было легче добраться, а Равенна манила отзывами тех, кто уже съездил туда на арендованной машине. Наш выбор решил случай. Буквально накануне на чемпионат и всего на четыре дня приехали наши друзья и коллеги из Англии. Остановившись в гостинице в Римини, они взяли напрокат автомобиль, чтобы ездить в Риччоне на соревнования. Наше желание познать Италию оказалось им не чуждо, а поездка в Равенну заинтересовала. Утром 14 июня мы с ними и отправились в город с богатым историческим прошлым. Путь занял около часа.

Равенна выросла на плодородных равнинах у слияния рек Ронко и Монтоне тогда, когда море подходило к ней гораздо ближе (сейчас к морю ведёт канал). Не будем долго утомлять наших читателей обилием дат, событий и фактов, но кое на чём остановим ваше внимание. В 82 г. до нашей эры легат диктатора Суллы – Метел в своём донесении римскому сенату сообщил, что пришвартовал корабли флота на побережье близ Равенны. В летописи города это стало первой конкретной датой. Император Август, используя идеальное для торгового обмена географическое расположение с речными путями и лагунами, построил порт Классе, и Равенна стала базой римского военного флота. Император Клавдий окружил Равенну стенами, а Гонорий в 402 г. перенес сюда из Милана столицу Западной Римской империи. Город, отбросив провинциальную скромность, быстро превратился из тихой Золушки в прекрасную принцессу. С падением Римской империи – после ухода последнего императора Ромула – в Равенне воцарился вождь германцев.

С 493 по 526 г. здесь размещался двор короля готов Теодориха и его наследников. Теодорих был христианином, воспитанным при константинопольском дворе и почитавшим византийские образцы искусства и архитектуры. При императорах Гонорий и Теодорихе в Равенне появились новые, невиданные до того времени здания и сооружения. В 540 г. - после смерти Теодориха – Равенну завоевал полководец Велизарий, и она стала западной столицей Византийской империи. В городе до сих пор сохранился величественный мавзолей короля Теодириха и остатки его дворца.

Император Юстиниан, не признававший арианской веры, повелел переделать храмы еретиков в католические церкви, а всё их имущество раздать истинным христианам. Чуть позже в столице Западной империи было введено управление военным губернатором. Оказавшись на военном положении, город испытал очередную волну экономического и культурного подъема. Равенна быстро переняла византийскую привычку к роскоши, что не могло не отразиться на искусстве и архитектуре того периода. Именно своей восточной покровительнице город обязан, например, знаменитыми на весь мир мозаиками из золота и смальты, украшающими по сей день древние базилики и сделавшими Равенну столицей мозаики.
На строительство и украшение христианских святынь были направлены огромные средства и усилия тысяч мастеров, которые, не имея других образцов, обратились к античности. Крылатые амуры, птицы, дельфины, гирлянды цветов, перенесенные из античных декораций, стали обозначать райский мир, куда попадут спасенные души, виноградная лоза - кровь Христа, пролитую за спасение человечества, орел - знак могущества Зевса – стал напоминанием о могуществе и вознесении Христа.

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить

Въехав в город и оставив машину на стоянке, мы сначала двинулись наобум, но потом решили всё же узнать: куда всё же следует идти. Любезный итальянец довёл нас до выглядевших уж очень неприкаянно городских ворот, которые были частью ныне несуществующих городских стен, и указал, что к центру ведёт улице Маззини. Первой достопримечательностью на этом пути стала заложенная в V в. базилика Сант-Агата Маджоре, в которой мы любовались украшавшими её стены картинами на библейские сюжеты.

Идя дальше, мы вспомнили о том, что по улицам Равенны любил ездить верхом лорд Байрон и практически тут же увидели дом, в котором жил этот английский поэт-романтик. Мемориальная доска – тому свидетельство. Пройдя ещё немного, мы вышли на Народную площадь. Напротив здание Библиотеки Ориоли. С одной стороны площади находится Дворец, где разместилась администрация провинции, а с другой - две колонны со статуями покровителей Равенны, святых мучеников Виталия и Аполлинария.
Рядом другая площадь – Сан Франческо. В одноимённой базилике, значительно перестроенной в 1793 г., сохранилось несколько саркофагов времён раннего христианства, а также главный алтарь, созданный из гробницы Св. Либерия (IV в.), и крипта X в. В мавзолее XVIII в., расположенном рядом с базиликой Сан Франческо, похоронен Данте, умерший в Равенне в 1321 г. от малярии.

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить

Поняв, что такими темпами не успеем посетить главные достопримечательности этого города, мы направились в информационный центр, чтобы выяснить, откуда лучше всего начать экскурсию. Получив консультацию, мы сразу же отправились в восьмигранный собор святого Виталия - Сан Витале, построенный в VI в. Приобретя единый билет на посещение пяти самых знаменитых музеев, мы вошли в храм. Сан Витале – уникальный образец культуры и архитектуры раннего христианства. На его стенах запечатлены сцены из Ветхого завета и знаменитая парная композиция - две большие мозаичные картины: император Юстиниан с приближенными и императрица Феодора со своим двором. Мозаики двух баптистериев, построенных при епископе Неоне и короле остготов Теодорихе в V в., изображают сцену крещения Иисуса Христа.

На одной территории с Сан-Витале стоит мавзолей Галлы Плацидии - сестры императора Гонория I, базилика Сан Кроче и Национальный музей Равенны. Мавзолей - маленькое невзрачное строение, построенное около 440 г., скрывает древнейшие мозаики Равенны – необъятный мерцающий звёздный мир. Они изготовлены век спустя после того, как христианство стало официальной религией Византийской империи. В национальном музее хранятся многочисленные художественные и исторические экспонаты, в том числе надгробный кмень с высеченными на нём гравюрами и надписями, археологические находки древнеримской эпохи и византийской империи и древние фрески церкви Санта Кроче.

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить

Царственное величие христианской базилики Сан Аполлинаре Нуово является свидетельством её палатинского происхождения. Строительство базилики, которая стала главным собором Равенны, было начато королём остготов Теодорихом в 519 г. Изначально базилика была посвящена Христу Спасителю. В 856 г. из находящейся за городскими стенами базилики Сан Аполлинаре ин Классе в неё перенесли мощи святого Аполлинария – покровителя Равенны. После переосвящения базилика получила своё настоящее название Сан Аполлинаре Нуово (т.е. «новая» — для отличия от базилики, уже существовавшей в городе). В 1748 г. мощи святого Аполлинария возвратили в Классе, но базилика сохранила своё посвящение и название.
Базилика размером 42х21 м имеет три нефа, разделяемых колоннадами (по 12 мраморных колонн с каждой стороны) с коринфскими капителями и греческими буквами. Интерьер базилики пышно украшен ранневизантийскими мозаиками, расположенными в три яруса:
- верхний ярус — евангельские сюжеты (северная стена содержит 13 сцен евангельских чудес и притчей, южная — 13 сцен Страстей Христовых);
- средний ярус — изображения пророков и святых;
- нижний ярус — процессии дев (северная сторона) и мучеников (южная сторона). На золотой ленте мозаики слева от входа (с северной стороны) - процессия из 22 девственниц-мучениц, выходящих из городского порта Классе по направлению к престолу Богородицы, окружённой четырьмя ангелами держащей на коленях младенца Христа. Процессию возглавляют несущие дары волхвы. На золотой ленте и мозаики справа (с южной стороны) изображены 26 мучеников, шествующих к Христу. Шествие 26 святых начинается от здания, подписанного как Palatium, которое отождествляется с дворцом короля Теодориха.

Архиепископский дворец стал последним местом, который мы посетили. По мраморной лестнице мы поднялись на второй этаж, где разместился Музей Арчивесковиле, съемка в котором категорически запрещена. Лестницу и вход в музей ещё разрешено фотографировать. Его жемчужинами являются две капеллы, украшенные мозаикой V-VI вв. В небольшой капелле Сан Андреа воспевается торжествующий Христос. Здесь царит удивительно интимная обстановка, в какой-то мере создаваемая мозаикой, на которой изображены более ста маленьких восхитительных птиц.

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить

Площадь Пьяцца дель Пополо, расположенная в средневековом центре Равенны, окружена прекрасными старинными зданиями и множеством привлекательных кафе, где мы немного отдохнули и перекусили. Среди выходящих на площадь зданий выделяется Баптистерий Неониано, названный в честь епископа Неона. Это самый старый памятник Равенны, возведенный в V в. близ развалин римских терм. Стены баптистерия почти полностью покрыты мозаикой, лепниной и другими украшениями.

Сегодня Равенну трудно назвать современной. Разумеется, здесь есть все, что полагается городу, в котором живут люди XXI в., только это - не Равенна. Любимица цезарей прячется за городскими стенами, в тени старых пиний. Кажется удивительным, как в водовороте событий сохранились многие памятники архитектуры? Объясняется это просто: города, богатые постройками, выполненными из естественного камня, часто становились источником сырья для последующих поколений. Столица же Западной Римской империи не могла себе позволить мраморные фасады с затейливым убранством - практически, все постройки в Равенне выполнены из обожженного кирпича, который, как известно, не имеет смысла использовать повторно. Вкусив в равной мере власти и рабства, славы и забвения, богатства и нищеты, Равенна сохранила удивительную привлекательность, присущую некоторым дамам, которые, с годами не теряют своего очарования, а, напротив, умножают его мудростью прожитых лет.

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить

Невысокие дома пастельных тонов, магазины и кафе чередуются на недлинных улицах Равенны с круглыми или прямоугольными башнями-колокольнями.
Гуляя, мы видели интересные статуи и памятники, в том числе и памятник Джузеппе Гарибальди, отряды которого прошли через Равенну на помощь Венеции, сражавшейся против войск интервентов.
Естественно, мы не успели осмотреть всё, чем славится Равенна, но день близился к концу, а все мы хотели ещё успеть поплавать в бассейне, поэтому довольные и счастливые отправились домой в Риччоне.

 
Н.Михайлова

 

наверх




© 2004 - 2017 Все права защищены Swimmingmasters.ru.
Перепечатка материалов без письменного согласия администрации сайта запрещена