Новости
Итоги
соревнований
Клуб «Олимп»
Праздничная
Люди и судьбы
Листая журналы
История «Мастерс»
Архив
Фотогалерея
Контакты


SWIMMINGMASTERS.RU
Сайт посвящен ветеранскому движению спортивного плавания.

ПО ГОРОДАМ И СТРАНАМ




Екатеринбург – столица Урала

Увеличить Екатеринбург – один из крупнейших городов России. Он построен на восточном склоне Среднего Урала по берегам притока Тобола – реки Исеть и находится к востоку от Москвы на расстоянии 1667 км. Екатеринбург часто называют столицей Урала и не только потому, что город является административным, промышленным, культурным, научно-образовательным и торговым центром Уральского региона, а ещё и потому, что в нём располагаются штаб Центрального военного округа, Президиум Уральского отделения Российской академии наук и 35 территориальных органов федеральной власти.

История города началась в 1721 г., когда Пётр I издал указ, на основании которого В. Н. Татищев и В. И. де Геннин на берегах реки Исеть начали строительство крупнейшего в России железоделательного завода. В ноябре 1723 г. в цехах завода был осуществлён пробный пуск кричных бóевых молотов. Дату 18 ноября решили считать днём основания завода-крепости. В России города и другие населённые пункты называют в основном в честь кого-нибудь или чего-нибудь. Новый завод-крепость нарекли Екатеринбургом в честь жены Петра I императрицы Екатерины I.

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить

В первые годы работы завод превосходил по технологической оснащённости все иные металлургические предприятия не только страны, но и мира. Поскольку будущее Екатеринбурга его основателям виделось в том, что город должен был стать столицей горнозаводского края, раскинувшегося на громадной территории по обе стороны Уральского хребта, в двух частях света — Европе и Азии, в нём разместили со временем горнозаводскую школу и Уральское горное управление. Кроме металлургической промышленности в городе успешно развивалась добыча руды и полезных ископаемых (золота, камня и др.), промышленность по обработке камня. В середине XVIII в. построили гранильную фабрику, изготавливавшую добротные изделия из малахита и порфира. В 1763 г. от Москвы через молодой город и дальше в Сибирь проложили главную дорогу Российской империи — Большой Сибирский тракт. С его появлением Екатеринбург стал «окном в Азию», своеобразным ключом, открывшим дорогу к бескрайней и богатой Сибири.
Роль Екатеринбурга как столицы горнозаводского края была подтверждена в 1807 г., когда он стал единственным в России городом, которому присвоили статус «горного города». В 1878 г. Екатеринбург соединили железной дорогой с Пермью, а к концу XIX в. город превратился в важный железнодорожный центр Урала.

В конце XIX — начале XX вв. Екатеринбург превращается в один из центров революционного движения на Урале. После революции 1917 г. в этом городе в доме купца Ипатьева сначала поселили отрекшегося от власти императора Николая II с семьей, а 18 июля 1918 г. по решению Уральского областного совета их расстреляли.
В советские годы город становится мощным индустриальный центр Советского Союза. В 1924 г. его переименовали в Свердловск – в честь советского партийного и государственного деятеля Я. М. Свердлова. В 20-30-х годах XX века в Свердловске построили несколько крупных металлообрабатывающих и машиностроительных заводов. Однако в 1991 г. городу возвратили его исконное название.

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить

В годы Великой Отечественной войны Свердловск внёс огромный вклад в Победу Советского Союза. Он не только стал одним из наиболее значительных центров военной промышленности, в нём были сформированы 22-я и 70-я армии, несколько дивизий, ряд других частей и соединений, в том числе легендарный Уральский добровольческий танковый корпус.
В послевоенные годы в городе вступили в строй новые промышленные и сельскохозяйственные предприятия, началось массовое жилищное строительство и быстрый рост населения. В 1968 г. Екатеринбург стал городом-миллионером по числу жителей. На сегодняшний день население составляет уже около 1 млн 378 тыс. человек. Такой рост жителей заставил задуматься о строительстве метро, которое началось в 1980 г., но распахнуло свои двери только 1991 г., став ставшего шестым в России. Сейчас в Екатеринбурге имеется одна линия, на которой находятся девять станций.

Автор этих строк бывала в Екатеринбурге не один раз, начиная с 1993 г., что, вполне естественно, связывалось с участием в соревнованиях различного рода и встречами с друзьями. Однако в последние годы сделать это не удавалось, но я прекрасно знала о том, что Екатеринбург хорошеет на глазах. Именно для того, чтобы увидеть всё своими глазами мы и остались после соревнований на пару дней.

Москвичей трудно удивить красотами метро, но екатеринбургское место сумело это сделать. Всего одна линия, на которой находится девять станций, но каких разных. Каждая со своим образом и со своим характером. Как и все метрополитены нашей страны, метро Екатеринбурга имеет своей эмблемой букву «М», но зелёного цвета. В планах городских властей открытие ещё двух линий. Чем ещё порадуют жителей города и его гостей архитекторы и строители екатеринбургского метро?

Немного из истории городского метро. В конце лета 1980 г. - 28 августа возле железнодорожного вокзала на площадке бывшего стадиона «Локомотив» из вертикального ствола шахты будущей станции метро «Уральская» был вынут первый ковш земли. Первая очередь метро – это линия длиной 3,2 км с тремя станциями – «Проспект космонавтов», «Уралмаш» и «Машиностроителей» - вступила в эксплуатацию 25 апреля 1991 г.
Мы же начали своё знакомство с метро практический в тот самый момент, как ступили на землю Екатеринбурга. Все, кто отправляется с железнодорожного вокзала в разные концы города, спускается в метро, расположенное рядом с новым зданием вокзала, и попадает на станцию «Уральская». Мы не были исключением, так как на этом виде транспорта добираться до нужной нам улицы и комфортнее и быстрее.

Станция «Уральская» - визитная карточка Екатеринбурга. Это «ворота» большого города, но створки этих ворот распахнулись не в первую очередь, а только в конце 1992 г. Государственная комиссия, приняв в эксплуатацию новый участок метрополитена (2,5 км), преподнесла жителям города новогодний подарок. Станция состоит из трех тоннелей большого диаметра и относится к трехстворчатым, пилонного типа. Её архитектура выглядит очень веско и «тяжело. Пилоны – из литых чугунных плит. Внутри пилонов (совершенно уникально) оставлены естественные скальные породы, которые, как отмечают специалисты, по прочностным характеристикам превышают традиционный бетон.

От этой станции нам надо было проехать две остановки и выйти на третьей – станции «Геологическая». Это седьмая станция первой линии Екатеринбургского метрополитена. Открытие её вестибюля состоялось 20 декабря 2001 г., а первые пассажиры сели в голубые и зелёные вагоны метро 30 декабря. Станции «Геологическая» - станция глубокого заложения, односводчатая, из монолитного железобетона - является уникальным объектом по конструкции, оборудованию и архитектурно-художественному оформлению. Она возведена в два яруса: на первом платформа для пассажиров, а на втором - технические службы. Рядом с этой станцией находится бассейн «Юность», где и проходили соревнований юбилейного Кубка Урала. Сама станция находится под очень сложным перекрёстком улиц Куйбышева и 8 Марта, через который ежедневно проходит большой поток транспорта и людей. Поэтому вестибюль станции совмещен с самым разветвленным в городе подземным переходом, имеющим четыре наружных павильона с разных сторон улиц. В будущем на станции «Геологической» предполагается переход на другие ветки метрополитена, которые еще в проекте, но лестница, ведущая в будущий переход, на станции уже построена.

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить

Не все иногородние участники соревнований поселились в «Грин парк отеле». Например, наши подруги из Дубны разместились в районе станции метро «Ботаническая» и поделились с нами своими впечатлениями от этой станции. Продолжить экскурсию по станциям метрополитена мы решили именно с «Ботанической». С неё, как с конечной на ветке, уже можно осмотреть и все остальные станции.
Активные работы по строительству двух станций – «Чкаловская» и «Ботаническая». начались в 2003 г. Станция «Чкаловская» - станция глубокого заложения, в ходе строительства которой возникло немало трудностей: скальная порода и множество инженерных коммуникаций, требующих выноски в другое место. На «Ботанической» грунт станции легче – он глинистый и более «чистое» подземное пространство.

Пуск станции «Ботаническая» состоялся 28 ноября 2011 г. Новая станция помогла разгрузить движение, и добираться с Уралмаша на Ботанику стало возможным за считанные минуты. Станция «Ботаническая» - мелкого заложения, колонного типа с шагом колонн на платформе - 7,4 м в продольном направлении и 6 м в поперечном. В основе архитектурно-художественного оформления станции лежит попытка найти пластическое выражение основы всей биологической жизни на земле - растительной клетки. В качестве аналога взят модуль сотовой ячейки пчелиного улья, как один из наиболее ярких примеров организации многомерного пространственного биологического каркаса в живой природе. Сотовая структура потолка платформенного участка станции позволяет создать комфортное, хорошо освещенное пространство пассажирского зала. Скрытые в глубине сот светильники не утомляют глаз пассажиров, не мешают машинисту, и в то же время создают мощный световой поток, направленный в зону передвижения посетителей метрополитена. Облицовка колонн выполнена из полированной листовой нержавейки с декоративным травленым рисунком. Пол платформы выложен светлым полированным гранитом.

Открытие станции «Чкаловская» из-за срывов сроков поставки эскалаторов пришлось отложить до середины 2012 г. Оформление станции «Чкаловская» посвящено героическому беспосадочному перелету экипажа российских летчиков - В. П. Чкалова, Г. Ф. Байдукова, А. В. Белякова - из России в Америку через Северный полюс. Основу композиционного решения составляет динамичный и легкий силуэт крыла - потолка станции. Стремительные яркие световые прорези-кессоны, сочетание направленного и отраженного освещения, контрастная цветная подсветка надписей и номеров на путевых стенах и крыльях потолка создают ощущение продолжительного непрерывного полета. Развитие темы авиации поддерживают красные «посадочные огни», расположенные вдоль края платформы и извещающие пассажиров о прибытии поезда динамичным бегущим включением. На торцевой стене мы увидели «приборную панель» с часами географических поясов (Москва, Архангельск, Ванкувер, Сан-Франциско). Отделка путевой стены и водоотводящего зонта выполнена в едином модуле с раскладкой потолка и напоминает отливку фюзеляжа самолета. Иллюминаторы в нижней части путевой стены могут быть использованы для размещения рекламы.

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить

Следующей за хорошо знакомой нам станцией «Геологическая» была станция «Площадь 1905 года». С её открытием в канун 1995 г. метро, наконец-то, от дальних северных окраин, от сугубо заводского района, пройдя рядом с железнодорожным вокзалом, промчавшись под гладью городского пруда, пришло в центр города. Основу архитектурной композиции составляют облицованные красным полированным гранитом порталы предельно лаконичной формы, несущие на своих «плечах» свод центрального зала (станция колонного типа, состоит из трёх пролетов). Мрамор для этой станции завезли из Италии – получилось своеобразное «дитя перестройки» с очень революционным названием. На настоящий момент, по признанию многих, «Площадь 1905 года» - самая красивая из станций в Екатеринбурге. Правда, нам так не показалось – станция выглядит довольно мрачно, хотя, если вспомнить, в честь какого события она названа, то по-иному быть и не должно.

Следующая остановка - станция «Динамо». В архитектурном плане она считается одной из самых удачных: интересная подсветка привлекающая внимание к сводам, удобные места для сидения, расположенные кругами, метатель диска из олимпийской древней Греции, возвышающийся у торцевой мраморной стены, стилизованной под стадион. Нам эта станция показалась очень знакомой. Она хоть и не похожа на свою тёзку из московского метро, но очень напоминает по стилю соседнюю с ней станцию «Аэропорт», а эти две станции неразрывно связаны в памяти советских пловцов двумя расположенными рядом бассейнами «Динамо» и ЦСКА.

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить

Далее идут три станции, которые были открыты в первую очередь. Станция «Машиностроителей» - мелкого заложения, колонного типа, из сборных железобетонных конструкций. Колонны делят зал на главный холл и посадочные площадки. Полы выложены полированным гранитом с четким геометрическим рисунком, подчеркивающим ритмичный шаг станционных опор. С одной стороны станцию продолжает очень длинный туннель, подсвеченный голубым цветом, видимо, выходы наверху расположены далеко друг от друга. Станция находится в промышленном районе и вечером выходного дня была практически пуста.
На этой станции строгая сотрудница сделала нам замечание за фотографирование в метро, по её словам этого делать нельзя. Позже на другой станции нам сделали аналогичное замечание за съёмку настенного панно во входном вестибюле. Мы, конечно, извинились, но найти логику в их словах не смогли. Уже давно в разных городах и странах никто не обращает внимания на туристов с фотоаппаратами в метро. Да и какие такие стратегические тайны они могут раскрыть, если фотографии метро в изобилии размещены в интернете со всеми подробностями, начиная от строительных котлованов и заканчивая поворотными туннелями. Не найдя никаких запретов на фотографирование в «Правилах пользования метрополитеном», мы спокойно продолжили своё занятие.

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить

Станция «Уралмаш» - выросла по соседству с первенцем тяжелого машиностроения страны и носит его название. Творческая находка авторов проекта этой станции – расчленение 18-метрового железобетонного свода «ребрами». Присмотреться – напоминает резьбу винта, форму каких-то гигантских машин и механизмов. В общем, настоящий индустриальный колорит. На этой станции оказалось довольно оживлённо даже в воскресный праздничный вечер, можно представить, что творится на ней в рабочие дни в часы пик. Но выбранное нами время для экскурсии по метро оказалось на редкость удачным - на любой станции можно было найти момент для съёмки, когда она почти безлюдна.

Конечная станция «Проспект космонавтов» - своеобразная жемчужина городского метро. Тема её архитектурно-художественного оформления – космос и человек, освоение Вселенной, гимн звездам. Уральские камни замечательно смотрятся в мозаичных картинах космоса, на которых выложены названия станции. В светильниках, устроенных в нишах подшивного потолка станции, можно увидеть как своеобразный «парад планет», так и имитацию сопла ракеты. Даже кассовые окошки выполнены в форме иллюминаторов.
Эта станция - мелкого заложения. Она находится в центре крупного жилого массива и поэтому имеет два вестибюля. Мы поднялись наверх и прошли по проспекту от одного вестибюля до другого. Сам проспект Космонавтов очень широкий, посреди него проложена трамвайная линия, с двух сторон проспекта тянутся блочные пятиэтажки, вызывающие ностальгические чувства. Если центр города изменился до неузнаваемости, то спальный район на этой конечной станции, напротив, до боли узнаваем жителями любого города страны.

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить

Завершив эту подземную экскурсию, отметим некоторые особенности местного метрополитена. Поезда ходят довольно редко, по крайней мере, по московским меркам – раз в семь минут. Составы состоят из традиционных – голубых вагонов, но встречаются и зелёные. Очень понравилось нестандартные лавочки и скамейки на станциях – на каждой они разной формы и размеров, что очень украшает интерьер. Удивило размещение рекламы в метро. На некоторых станциях и в вагонах от неё просто рябит в глазах, а на других её практически нет и станции можно увидеть во всём их великолепии. Станции не имеют на поверхности отдельных зданий – все выходы в город осуществляются через поземные переходы.
По стилю станции очень разные. На геометрически лаконичной «Геологической» кажется, что мы попали в шведское метро. Станциям «Уральская», «Динамо» и «Площадь 1905 года» можно найти сестричек в московском метрополитене. «Машиностроительная» поражает своей монументальностью и величием и ассоциируется со строениями сталинской эпохи. Сугубо рабочая станция «Уралмаш» возвращает к истории, а «Проспект космонавтов» напротив, устремляет мысли в будущее. И наконец, современные и стильные «Чкаловская» и «Ботаническая» - уже настоящие творения XXI века.
В заключении повторим, что москвичей удивить красотами метро очень сложно, но мы получили истинное наслаждение от этой поездки!

Н.Михайлова

 

наверх




© 2004 - 2017 Все права защищены Swimmingmasters.ru.
Перепечатка материалов без письменного согласия администрации сайта запрещена