Новости
Итоги
соревнований
Клуб «Олимп»
Праздничная
Люди и судьбы
По городам и странам
История «Мастерс»
Архив
Фотогалерея
Контакты


SWIMMINGMASTERS.RU
Сайт посвящен ветеранскому движению спортивного плавания.

ПО ГОРОДАМ И СТРАНАМ




Санкт-Петербург:
Михайловский зaмок и другие достопримечательности

Увеличить Команда клуба «Олимп», приезжая ежегодно на соревнования в Санкт-Петербург, отдаёт дань уважения достопримечательностям города с богатым историческим прошлым. В этом году, прибыв за день до старта «Рождественского турнира», мы сначала отправились в Михайловский замок.

Михайловский зaмок - бывший императорский дворец, который находится в самом центре Санкт-Петербурга. Своим названием он обязан, с одной стороны, расположенному во дворце храму Михаила Архангела, покровителя дома Романовых, а с другой - причуде Павла I называть все свои дворцы «замками». Зaмок был возведён на месте деревянного Летнего дворца императрицы Елизаветы Петровны, в котором великая княгиня Екатерина Алексеевна 20 сентября 1754 г. родила сына - будущего императора Павла I.
Архитектор В. И. Баженов по поручению императора Павла I, желавшего сделать замок своей главной парадной резиденцией, разработал его проект. Строительство замка велось днём и ночью (при свете фонарей и факелов) с 1797 г. по 1801 г. Одновременно число рабочих, трудившихся на стройке, доходило до 6 тыс. человек. В плане замок представляет квадрат со скругленными углами, внутрь которого вписан центральный восьмиугольный парадный внутренний двор. Изначально замок со всех сторон был окружено водой: с севера и востока реки Мойка и Фонтанка, а с юга и запада каналы Церковный, и Вознесенский (ныне засыпанные) отделяли замок от остального города, превращая его территорию в искусственный остров. Попасть в него можно было только через мосты, охранявшиеся часовыми. Расположенная между рекой Фонтанкой и Екатерининским каналом (ныне - канал Грибоедова) до Караванной и Итальянской улиц местность, считавшаяся частью территории замка, была обнесена железной решёткой. В этом огромном пространстве находились дворцовый сад, в котором Павел I часто катался верхом, и обширный плац.

После смерти императора замок сменил владельца, и на долгие-долгие годы у него появилось второе название - «Инженерный»: замок в 1823 г. отдали Главному (Николаевскому) инженерному училищу. И только в 1991 г. Государственному Русскому музею сначала подарили треть помещений замка, а в 1995 г. и весь замок. К 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга замок отреставрировали, восстановили многие интерьеры в том виде, в каком были при Павле I, а также надпись на фасаде и статуи со стороны Летнего сада. Была реконструирована и открыта сохранившаяся под землёй часть инженерно-фортификационных сооружений, окружавших замок, - фрагменты Воскресенского канала и Трёхпролётного моста.

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить

Наш путь в Михайловский зaмок лежал через бывший дворцовый, а в настоящее время Михайловский сад. Мы долго любовались ажурной железной решёткой, окружавшей сад, и фотографировались около неё. Зимой в этом саду, как и при Павле I, дорожки расчищены от снега. Пройдя через сад, мы вышли на Садовую улицу к западному фасаду замка с выступающей апсидой церкви, которая увенчана типично петербургским шпилем. Все четыре фасада замка разные. Архитектуру Михайловского зaмка дворца считают нехарактерной для Санкт-Петербурга XVIII в. Замок, напоминающий своим строгим изяществом скорее средневековую крепость, является единственным в России дворцовым сооружением в стиле романтического классицизма.

Главный вход, а ранее и въезд в замок находится с юга. Центральная часть южного фасада контрастно выделена поднятым на высокий цокольный этаж портиком из четырёх сдвоенных ионических колонн красного мрамора с богато украшенным скульптурным фронтоном и аттиком над ним. Его украшением служит барельеф «История заносит на свои скрижали славу России», выполненный скульптором П. Стаджи из пудожского камня. Также на фасаде расположена изменённая библейская цитата «Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней».

На площади перед замком возвышается памятник Петру I с надписью «Прадеду правнук». Памятник был установлен в 1800 г. по повелению Павла I. На облицованном мрамором пьедестале с двух сторон укреплены бронзовые барельефы «Полтавская баталия» и «Бой при Гангуте».
Северный фасад, обращенный Летнему саду, разработан как парковый. В его центре расположена широкая украшенная скульптурой лестница, ведущая в лоджию входа с парной мраморной колоннадой тосканского ордера, поддерживающей террасу. Фасад завершен богато декорированным аттиком. Открытую террасу этого фасада поддерживает мраморная колоннада, использована и широкая лестница, украшенная статуями Геркулеса и Флоры. Первоначально наружный вид замка изобиловал украшениями: везде стояли мраморные статуи, вазы, фигуры; впоследствии все эти украшения перенесли в Зимний дворец.

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить

Попасть в помещения замка можно через восьмиугольный внутренний двор, в котором в 2003 г. был установлен Памятник Павлу I. Внутренняя отделка замка отвечала и отвечает сейчас его величавой внешности. Отметим полное отсутствие какой-либо мебели во всех залах, в которые нам удалось попасть, что естественно, удивило. Правда, существует особая экскурсия с посещением тех помещений дворца, где восстановлен их интерьер. Однако для большинства иногородних туристов такая экскурсия недоступна, так как она проводится только два раза в неделю, а записываться на неё надо за восемь (!) дней. Недостаток мебели восполняют замечательные экспозиции. В эти дни в замке были представлены две экспозиции «Сон как явь» и «Лица России», а также мы осмотрели постоянную экспозицию «Открытый фонд скульптуры». К великому сожалению, фотосъемка картин запрещена, но пусть нам поверят на слово – посмотреть стоило.

Между колоннами из серого сибирского мрамора и бронзовыми перилами по парадной лестнице из гранита мы поднялись на второй этаж. В залах, расположенных справа от парадной лестницы, мы познакомились с упомянутыми уже экспозициями. Залы, расположенных слева, - это анфилада парадных покоев императрицы Марии Федоровны. Великолепные двери красного дерева с бронзой вводят в эти покои. Только картины кисти великих мастеров украшают эти покои. Столовый зал, из которого открывается вид на Летний сад, поражает двумя огромными люстрами на 50 свечей каждая. Выполненные по рисункам Дж. Кварнеги, они первоначально предназначались для Георгиевского зала Зимнего дворца. В этом зале при Павле I были установлены два камина из сибирского порфира, в настоящее время находящиеся в Зимнем дворце.

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить

Из покоев Марии Федоровны мы спустились по внутренней лестнице, чтобы увидеть экспонаты «Открытого фонда скульптуры». После этого нам оставалось только покинуть замок, что мы и сделали, чтобы продолжить прогулку по центру города.

Приезжая в Санкт-Петербург, мы никогда не минуем Дом книги на Невском. Масса самых разнообразных книг и оригинальные сувениры для родных и знакомых не оставляют нас равнодушными. Кроме этого нам давно хотелось посетить кафе, расположенное на втором этаже Дома книги и где встречались герои не одного фильма. Однако нельзя не вспомнить, что этот дом является одной из достопримечательностей города.

Дом книги занимает два нижних этажа здания, построенного на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова в 1902–1904 гг. для Акционерного общества по изготовлению швейных машин - компании «Зингер» Она же была владельцем этого известного здания до 1917 г. В настоящее время Дом книги, который венчает высокая башня со стеклянным глобусом, является памятником архитектуры федерального значения. При сооружении этого дома в России впервые использовали железный каркас, заполненный кирпичной кладкой на цементном растворе, несущий железобетонные конструкции междуэтажных перекрытий. Фасады здания дома облицованы гранитом, два первых этажа — красным полированным, следующие три — серым кованым и верхний этаж — серым полированным. На внешнем облике здания сказалось увлечение архитектурными формами, характерными для эпохи модерна. Огромные по размерам окна-витрины, их пропорции и очертания, форма и силуэт завершающего здание купола, увенчанного глобусом, обилие стилизованной декоративной скульптуры на фасадах и изысканные интерьеры типичны для модерна. По характеру своей архитектуры Дом книги, наряду с известным домом Елисеева, резко выделяется среди окружающих его зданий. Однако за десятилетия, прошедшие со времени постройки, его облик, хотя и стал привычным как для жителей города, так и для многочисленных туристов, но по-прежнему никого не оставляет равнодушным.
Побродив между многочисленными стеллажами с книгами и приобретя всё, что душеньке было угодно, мы направились в кафе. Сев за столик, любовались видом на Невский проспект и Казанский собор, открывшимся из окна зала, в котором мы находились. Немного отдохнув в этом уютном кафе и попробовав фирменные сладости, мы зашли в Казанский собор, где в это время начали собираться прихожане на вечернюю службу. Потом, решив, что на сегодняшний день впечатлений для нас достаточно, отправились отдыхать и готовиться к стартам «Рождественского кубка».

Как мы уже писали, турнир проходил в бассейне, в котором члены клуба «Олимп» никогда не были и поэтому с трудом представляли себе, где он расположен, хотя понимали, что это в самом центре года. Выйдя из метро на станции «Горьковская», мы очутились практически перед одной из достопримечательностей города, являющейся гордостью петербургских мусульман, – Соборной мечетью.

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить

Соборная мечеть – это не только памятник исламской культовой архитектуры, но и с 1968 г. архитектурный памятник федерального значения, имеющий 45 м в длину, 32 м в ширину. Высота его главного купола — 39 м, а высота двух минаретов — 48 м. Мечеть выполнена в стилизированных формах самаркандской и каирской архитектурных школ. Азан с её минаретов не читается.
Строительство мечети, начатое в июле-ноябре 1909 г., было продиктовано соображениями политкорректности: при императорском дворе Александра III с присоединением Средней Азии к России стремились соблюдать интересы мусульманской общины. Первое богослужение в мечети, приуроченное к 300-летию дома Романовых, произошло в феврале 1913 г. С началом Первой мировой войны в 1914 г. строительство мечети замедлилось, поступление денежных средств сократилось, многие строители были мобилизованы. Отделочные работы в храме продолжались вплоть до 1918 г. Уникальная майолика храма создана художником-керамистом П.К. Ваулиным, дедушкой знаменитого петербургского композитора Андрея Петрова. Постоянные богослужения стали проводиться только с 1920-го.

Внутренняя отделка мечети выполнена в традициях мусульманского зодчества и поражает своим величием: колонны облицованы зеленым искусственным мрамором, в центре огромная люстра. На самой дальней стене изречение из Корана, призывающее сосредоточиться на том, что свято. Эта стена обращена на восток - туда, где далеко-далеко находится священный для мусульман город Мекка. На первом этаже мечети расположен большой зал, в котором молятся мужчины, второй этаж отведён женщинам, а на третьем этаже находятся классы воскресной медресе, где изучают Коран и учат арабскому и татарскому языкам. Свободный доступ в мечеть закрыт. Однако осмотреть её интерьеры можно, но для этого нужно записаться на экскурсию «Восточный лик Санкт-Петербурга» в Государственном музее истории религии.

Наши прогулки по вечернему городу продолжились после окончания встречи друзей, когда мы, миновав Марсово поле и полюбовавшись праздничным освещением домов и проспектов, направились к Исаакиевскому собору, чтобы своими глазами увидеть новый колокол, который впервые должен был зазвонить в эту рождественскую ночь.

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить

Январь 2013

Н.Михайлова

 

наверх




© 2004 - 2017 Все права защищены Swimmingmasters.ru.
Перепечатка материалов без письменного согласия администрации сайта запрещена