Новости
Итоги
соревнований
Клуб «Олимп»
Праздничная
Люди и судьбы
По городам и странам
История «Мастерс»
Архив
Фотогалерея
Контакты


SWIMMINGMASTERS.RU
Сайт посвящен ветеранскому движению спортивного плавания.

ПО ГОРОДАМ И СТРАНАМ




Лондон: от галереи Тейт-Модерн к собору Святого Павла

Южный берег Темзы долгое время служил, мягко говоря, изнанкой северного берега. Он был знаменит сиротскими домами, богадельнями, борделями, притонами, тюрьмами и кладбищами. В XVIII в. здесь стали открываться отравляющие воздух сыромятни, красильни и другие подобные цеха. Его волшебное превращение из промышленных выселок в культурный плацдарм Лондона началось в конце 40-х годов прошлого века, когда правительство приняло решение провести здесь Фестиваль Британии. Фабрики, склады и трущобы уступили место воплощённым в жизнь проектам послевоенного модернизма. Однако осенью 1951 г., пришедшее к власти новое правительство, приложило все усилия, чтобы оставить как можно меньше воспоминаний о происшедших нововведениях, приказав разобрать большинство фестивальных построек. Правда, до наших дней сохранилось здание Королевского фестивального зала, которое своим новаторским дизайном опровергло представление о том, что симфонические концертные залы не могут находиться возле железнодорожных путей.

К 2000 г. район Южный берег, занимающий огромное пространство вдоль набережной Темзы, превратился в плацдарм для воплощения самых диких дизайнерских идей, например, доки и мясокомбинаты были переделаны в очень приличные, а зачастую и шикарные рестораны. Во время экскурсий на автобусе по городу, или на пароходике по Темзе, или пеших прогулок мы видели другие результаты этих идей. Это галерея Тейт-Модерн, мост Миллениум, самое высокое в Европе колесо обозрения, самый высокий в Лондоне небоскрёб Шард, здание мэрии очень необычной формы и. т.п. Об одних мы расскажем в этом материала, а о других – в следующих.

Первая пешая прогулка по Южному берегу началась от станции метро «Лондонский мост». Недалеко от станции метро находится госпиталь «Лондон-бридж», а чуть дальше – на Battle Bridge Lane – целый квартал до набережной занимает торговый центр «Галерея Хея». Этот центр назван в честь А. Хея, владельца пивоварни, находившейся на этом месте в XVII в. Наследники А. Хея в XIX в. вместо пивоварни возвели верфь с доками. В конце 80-х годов прошлого века было решено превратить доки в пассаж - их накрыли прозрачным сводом из стекла и стали.

Идя вдоль Темзы, минуем Лондонский мост – самый знаменитый из мостов, соединяющих берега реки, был открыт весной 1973 г. Информацию о возведённом на этом месте мосте можно найти в первых сведениях о Лондоне, которым более 2 тыс. лет. История моста начиналась с нескольких поколений деревянных мостов. В начале XIII в. появился первый каменный мост, и долгое время он был единственным мостом через Темзу. К середине XVIII в. он пришёл в аварийное состояние, его разобрали и через семь лет – в 1830 г. закончили строительство нового моста, который простоял более века. В 1968 г. его демонтировали и продали американской нефтяной компании за 2,5 млн. долларов, установившей его через канал реки Колорадо, в городе Лейк-Хавасу (штат Аризона).

Сразу же за мостом возвышается Саутваркский собор XIII-XIV вв. Выглядит он, по мнению многих видевших его, как нечто среднее между Вестминстерским аббатством и пятизвёздочный отелем в Турции.

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить

Немного дальше – на Cathedral Street - в доке стоит парусный корабль. Это реплика галеона «Золотая лань», на котором знаменитый мореплаватель и пират сэр Фрэнсис Дрейк совершил кругосветное путешествие в 1577-1580 гг.
Далее по набережной, в бывшем винном складе винный магазин, дегустационный зал и одновременно музей вина «Винополис». Его кирпичные своды впечатляют. Продолжая путь, оставляем справа ещё два моста.

Железнодорожный мост Кэннон-стрит отличается от остальных мостов центрального Лондона тем, что его опоры не сплошные - каждая из них представляет собой ряд из шести круглых колонн, отстоящих друг от друга на некотором расстоянии. Своё название мост получил от железнодорожной станции Кэннон Стрит, с которой они были открыты в один год – в 1866 г. Станция располагается непосредственно на северном берегу Темзы, на одноимённой улице (отчего и получила своё название), мост соединяет станцию с южным берегом реки. Мост имел пять железных пролётов, укреплённых на чугунных дорических колоннах. Он включал 10 рельсовых путей и пешеходные галереи (отдельные для публики и для сотрудников станции). В 1886-1893 гг. мост был расширен, а в 1979-1982 гг. - обновлён, после чего утратил большую часть своих орнаментов.

Саутваркский мост арочный с четырьмя опорами, возведён в 1913-1921 гг. на месте одноимённого чугунного моста 1819 г. Соединив два лондонских района Саутварк и Сити, он был открыт как для автомобильного транспорта, так и для пешеходов. В настоящее время попасть по нему в Сити на автомобиле невозможно из-за системы заграждений (они предназначены для защиты от атак террористов) вокруг центральной части Лондона, известной как стальное кольцо. Этот мост является одним из наименее используемых мостов центрального Лондона. И тут же вспоминаем рассказ аудиогида экскурсионного автобуса. Под этим мостом проложен пешеходный тоннель, в котором установлены плиты с гравировками, напоминающими лондонцам о капризах природы в далёкие-далёкие времена. Тогда случались зимы, когда Темза на несколько месяцев покрывалась льдом толщиной до 30 см. Замерзшую реку использовали и как главную артерию для наземных видов транспорта, и как место проведения зимних ярмарок и различные спортивных мероприятий.

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить

На Bankside Street возвышаются две достопримечательности Южного берега. Первая - многоугольное здание с соломенной крышей – это искусная реконструкция сгоревшего в 1613 г. деревянного шекспировского театра «Глобус». В возведённом в 1997 г. театре только естественный свет, проникающий в зал через дыру в центре крыши, нет микрофонов, зрители в партере во время спектаклей, которые идут в оригинальном, не усечённом варианте, стоят, а при дожде они могут только купить в фойе дождевик – зонты приносить запрещено. Вторая - галерея Тейт-Модерн – главный лондонский музей современного искусства. Он разместился в огромном кирпичном здании бывшей электростанции, построенной в 1947 г. и снабжавшей энергией весь Южный берег. Заброшенную на долгие годы электростанцию дуэт швейцарских архитекторов, используя идеи модернизма, превратил к 2000 г. в сверхсовременное здание. Под застеклённой крышей в 85 залах собраны полотна более чем двух сотен мастеров живописи XX в., в том числе Пикассо, Матисса, Дали, Брака, Уорхола и др. Особенностью этой галереи является не традиционный историко-хронологический принцип экспозиций, а концептуально-тематический. Каждый зал посвящён определённому сюжету или теме, например, «Обнажённое тело», «Пейзаж». В бывшем турбинном зале электростанции выставлены особо крупные работы современных художников и дизайнеров.

Набережная Южного берега, как и сам район, претерпевшая грандиозные преобразования, превратилась в первостатейный городской променад, по которому также ездят на велосипедах и бегают трусцой. С этой набережной открывается превосходнейший вид на северную часть Лондона, в том числе на Сити и собор Святого Павла. Попасть на другой берег Темзы легче всего по очень изящному, пешеходному мосту – мосту Миллениум, сооружённому в 2000 г. в честь нового тысячелетия. Нужно отметить, что сразу же после открытия этот выглядящий космическим мост закрыли, так как его сильно качало при порывах ветра, но после двухгодового ремонта вновь открыли для пешеходов. Идя по мосту, стоит немного задержаться, хотя ветер продувает насквозь. С двух сторон открываются замечательные виды на Лондон, раскинувшийся по берегам Темзы.

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить

Сити – городской район, в котором до XVIII в. жили и работали почти все лондонцы. В настоящее время он является финансовым центром Лондона, его сердцем, привлекающим туристов, и нас в том числе, своей историей и архитектурой, в котором, к сожалению, почти не осталось постоянных жителей. Монумент Темпл-бар (1880 г.) - грифон на высоком постаменте – является как бы пограничным столбом между двумя районами Лондона – Вестминстером Сити. Раньше эта честь принадлежала парадным воротам Темпл-бар, теперь находящимся у собора Святого Павла, который, несмотря на возведённые в этом районе многочисленные высотки, остаётся главным сооружением Сити.

Между Темзой и собором находится район пустынных узких улочек, разделённых надвое проложенной в XIX в. магистралью Куин-Виктория-стрит. По обе её стороны – целая россыпь почти забытых туристами малых церквей. Автор проекта собора Святого Павла – шедевра английской архитектуры XVIII в. – Кристофер Рен руководил возведением и реставрацией в Сити 51 церкви. Вместе с собором они составляют самый большой в мире ансамбль религиозных сооружений, объединённых замыслом одного человека. Правда, до настоящего времени сохранилась 31 церковь, например, Сент-Эндрю «У шкафа», т.е. у склада королевских облачений, некогда находившегося поблизости. С тех пор все королевские учреждения съехали из Сити, кроме одного – Герольдмейстерской палаты (Colledge of Arms). Эта палата по-прежнему занимает особняк – один из немногих сохранившихся в Сити образцов застройки, появившихся после пожара 1666 г.

Собор Святого Павла – это резиденция лондонского епископа. После великого пожара 1666 г., оставившего от собора одни руины, он был заново отстроен в 1675-1711 гг. и стал первым и единственным английским собором с куполом в стиле английского барокко. Его две высокие многоярусные башни на главном фасаде напоминают нам о готическом стиле.
В 2010 г. собор вновь засверкал первозданной чистотой, как и в день своего открытия 300 лет назад. Снаружи собора и изнутри видны два совершенно разных купола: яйцевидный внешний скрывает внутренний, имеющий форму идеальной полусферы. Между этими двумя куполами К.Рен поместил кирпичный конус, поддерживающий изящную башенку-фонарь.
Внутреннее убранство собора преобразилось в 1860 г., после того, как прихожане учредили специальный фонд на нужды собора. Интерьер собора заполнен статуями и памятниками великим британцам, неизгладимое впечатление оставляют мозаичные шедевры, фрески из жизни святого Павла и ажурные решётки. В подземных усыпальницах покоятся останки военачальников Веллингтона и Нельсона, живописцев Тернера и Рейнольдса и самого Кристофера Рена. Осмотреть всё внутреннее убранство собора, к сожалению, не удалось из-за начавшейся вечерней службы, но присутствовать на ней было интересно.

Слева от главного входа в собор стоят ворота Темпл-бар, перенесённые на это место с Флит-стрит транзитом через графство Хартфордшир. Спроектированные К.Реном в 1670-х годах, ворота встречали тех, кто пересекал границу Сити, но к концу XIX в. начали мешать дорожному движению. Их разобрали и сначала они 10 лет они хранились рядом с Фаррингдон-роуд, а потом почти век простояли в провинциальной усадьбе. В конце 2004 г. ворота вернулись в Лондон и в настоящее время через них можно попасть на площадь Патерностер-сквер, разбитую на месте уничтоженного в 1941 г. немецкой бомбардировкой квартала, где веками шла бойкая торговля книгами. В северной части площади стоит скульптура «Погонщик овец», напоминающая о том, что до сих пор одна из привилегий звания «Почётный гражданин Сити» позволяет беспошлинно перегонять скот через Лондонский мост.

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить

На довольно оживлённой улице Куин-Виктория-стрит находится самая древняя достопримечательность Сити – руины (фундамент) римского храма Митры, построенного в 240-250-х годах н.э. как дань культу персидского бога Митры. Их обнаружили при строительстве офисного здания в 1954 г. В начале нашей эры римские легионеры приносили в этом храме жертвы персидскому божеству, почитать которого они стали в азиатских походах.

Сразу же за Лондонским мостом, почти у самой Темзы возвышается Монумент Великому пожару 1666 г. Дорическая колонна высотой 62 м со смотровой площадкой наверху, куда можно подняться, преодолев 311 ступенек, была воздвигнута в 1677 г. для увековечения памяти об этом трагическом событии. Позолоченная скульптура на её вершине символизирует огонь.

Путь продолжается по набережной Темзы, с которой хорошо видно и крейсер «Белфаст» и высотку Шард. Тауэрский мост – единственный разводной мост через Темзу, открытый в 1894 г. В первые десятилетия его разводили около 50 раз в день, чтобы позволить многочисленным судам проплывать в лондонские доки. Разводящий механизм, находящийся в центральных башнях моста, был настолько передовым, что позволял производить эту операцию всего за одну минуту. До 1976 г. он приводился в движение паровой машиной – теперь она в Музее Тауэрского моста. Пешеходные галереи между башнями были построены для удобства пешеходов, чтобы они могли перейти через реку, когда мост разведён. В 1910-х годах их закрыли из соображений безопасности, но в 1980-х годах галереи открыли, но уже для туристов.
Пешая прогулка, которая должна завершиться там, где и началась - у станции метро «Лондонский мост» на Южном берегу, продолжается по Тауэрскому мосту. С него открывается панорамный вид на район Доклендс и его главную достопримечательность 50-этажный небоскрёб Кэнэри-Ворф (235 м) с пирамидальной крышей, построенный в 1991 г. В этой высотке находятся многочисленные банковские офисы и редакция газеты «Дейли Миррор».

Попав вновь на Южный берег, продолжаем знакомиться с его достопримечательностями. Сити-Холл – главное здание лондонской городской администрации, появившееся в этом районе в 2002 г. и, возможно, самая необычная мэрия в мире из-за своей очень причудливой формы. Однако у его причудливой формы есть практический смысл: лондонская мэрия – «экологически ответственное» здание. Форма стеклянных панелей облицовки, а каждая панель имеет уникальную кривизну и очертания, рассчитана так, чтобы свести к минимуму потери тепла зимой и нагрева летом. В среднем Сити-Холл потребляет на 75% меньше энергии, чем стандартное кондиционированное офисное здание такой же площади (12 тыс. м?). Большая часть пространства в Сити-Холле оставлена в свободной планировке, благодаря чему может быть быстро реорганизована в зависимости от потребностей администрации. Помимо офисов и других функциональных помещений в Сити-Холле есть выставочные площади, на которых время от времени устраиваются интересные выставки, посвященные истории города, его социальным проблемам и т.п. и т.д.
Крейсер «Белфаст», стоящий на приколе у Южного берега, уже долгое время является музеем. Спущенный на воду в 1938 г., он во время Второй мировой войны сопровождал Арктические конвои – корабли, доставлявшие в СССР продовольствие и военную технику. Каждый год 9 мая на его борту чествуют не только британских, но и российских ветеранов.

Высотка Шард – это 310-метровая призма из стекла и бетона является самым высоким небоскрёбом Евросоюза. В ней находятся офисы, квартиры, ресторан, роскошный отель и смотровые площадки, расположенные на 68, 69 и 72-м этажах. Правда, вход на них очень дорог, зато вид изумительный. С наступлением темноты высотка Шард смотрится очень эффектно – со своей подсветкой она напоминает постмодернистскую новогоднюю ёлку.

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить

Круг почёта по лондонским достопримечательностям в этот день завершён и дальнейший путь лежит в гостиницу «Холидей Инн».

Июль 2016 г.

Н.Михайлова

Фото Юлии Боевой. Несколько фото для иллюстрирования исторических фактов взяты из интернета.

наверх




© 2004 - 2017 Все права защищены Swimmingmasters.ru.
Перепечатка материалов без письменного согласия администрации сайта запрещена