Новости
Итоги
соревнований
Клуб «Олимп»
Праздничная
Люди и судьбы
По городам и странам
История «Мастерс»
Архив
Фотогалерея
Контакты


SWIMMINGMASTERS.RU
Сайт посвящен ветеранскому движению спортивного плавания.

ПО ГОРОДАМ И СТРАНАМ




Будапешт: Парламент и прогулки по городу

В один из свободных вечеров мы решили поближе познакомиться с Парламентом – самым монументальным зданием на пештском берегу Дуная, строительство которого продолжалось с 1885 г. по 1904 г. Для того, чтобы ускорить свидание с одной из главных достопримечательностей Будапешта, мы воспользовались метрополитеном, спустившись в него на станции «Мост Арпад». Читая отзывы некоторых наших коллег, столкнулись с довольно странными отзывами о будапештском метро, поэтому хотим рассказать о нём подробнее, чтобы показать, что всё не так уж плохо в этом метро.

Будапештский метрополитен – один из старейших метрополитенов мира, первый метрополитен в континентальной Европе. Будапешт в конце XIX века был одним из самых больших городов в Австро-Венгерской империи и являлся важным культурным и промышленным центром. В нём быстро росло население и появилась потребность в хорошем общественном транспорте. Первые станции метро были наземными из-за сложной ситуации с канализацией, позже стали появляться подземные станции, но в целом будапештское метро относительно неглубокое. В настоящее время он имеет четыре линии — одну старую и три новые. Три из них пересекаются на пересадочной станции «Площадь Ференца Деака». Каждая линия имеет свой порядковый номер и обозначается определённым цветом. Общая длина всех линий 37,6 км, на которых 52 станции, большинство из них находится на низком (левом) берегу Дуная – в Пеште. Метро в рабочий день перевозит в среднем 1,2 млн. человек.

Старая линия метро «Фёльдалатти» (Подземка) стала первым «полноценным» метро на Европейском континенте и первым в мире с электрическим приводом. Открытие было приурочено к 1000-летию «Обретения Родины» (прихода венгров на Дунай) и состоялось в мае 1896 г. В настоящее время линия «Фёльдалатти», протяжённостью 4,4 км, имеет 11 станций и является одной из достопримечательностей Будапешта.
На схеме метро она изображается жёлтым цветом и имеет номер M1. Так же табличками жёлтого цвета в стиле ретро обозначены и входы на эту линию. Строилась линия открытым способом, поэтому располагается под самой поверхностью. Чтобы попасть на станцию, надо просто спуститься вниз по лестнице, как в подземный переход. Станции желтой линии крошечные, будто игрушечные, выложенные белым кафелем, украшенные резными деревянными элементами. Пассажиров перевозят крохотные жёлтые поезда из трёх старых узкоколейных вагонов местного производства. Перроны расположены с двух сторон от рельсовых путей, которые между собой разделены рядом столбов, поэтому если вы нечаянно проехали свою станцию, то, чтобы вернуться назад, надо выйти из метро, перейти дорогу и спуститься в противоположный вход. А проехать мимо нужной остановки не мудрено, перегоны настолько короткие, что время пути между станциями не превышает одной минуты. Вообще, с московской точки зрения, историческая жёлтая ветка, конечно, никакое не метро, а нечто среднее между подземным трамваем и детской железной дорогой, что не мешает ей пользоваться любовью горожан и туристов и исправно служить в качестве городского транспорта.

Вторую линию метро M2 открыли в начале 70-х годов XX века. Её длина 10,3 км и на ней находится 11 станций. На схеме метро она выделена красным цветом. Сейчас перевозку пассажиров осуществляют 22 состава с вагонами модели «Metropolis» французской компанией «Alstom», заменившие пару лет назад устаревшие поезда. Станции не имеют какого-либо изыска или индивидуальных проектов, но они чистые, аккуратные, а красный цвет в оформлении не даёт пассажиру усомниться в своем местоположении.

Линия M3 имеет на схеме синий цвет и является самой длинной линией в Будапеште – 16,3 км, а на неё находится 20 станций. Линия была введена в строй в 1976 г. Именно по ней нам приходилось ездить чаще всего. Синяя линия производит достаточно гнетущее впечатление из-за скудного освещения и из-за безнадёжно устаревшего подвижного состава. Вагоны типа «Ёж», перевозящие пассажиров на этой линии, были закуплены ещё в Советском Союзе, на Мытищинском вагоностроительном заводе и, по ощущениям, с тех пор ни разу не ремонтировались. Остаётся только надеяться, что после красной линии, модификации подвергнется и синяя.

Зелёная линия метро M4 была открыта в столице Венгрии сравнительно недавно - в 2014 г. Её протяжённость 7,4 км и на ней 10 станций. Линию обслуживают составы фирмы «Alstom». Это самая современная линия, резко контрастирующая с первыми тремя. Здесь много металла, стекла, автоматики, а некоторые станции даже имеют индивидуальное лицо.

В будапештском метро хорошая навигация. Есть понятные указатели, схемы, карты и цветовое решение линий. Это, конечно, компенсирует невозможность запоминания названий на венгерском языке, который не сильно отличается от китайской грамоты. На входах нет турникетов, так что теоретически можно проехать и зайцем. Установлены валидаторы, через которые сознательные граждане сами компостируют билеты, но чаще всего у валидаторов стоят контролёры. Если же контролёра не оказалось на входе, он может зайти в вагон, чтобы проверить билеты, или стоять на выходе, а штрафы за безбилетный проезд велики – около 50 Евро. К счастью, вопрос оплаты проезда для участников чемпионата мира не был актуален.
Сегодня метро является самым доступным видом транспорта, а ведь когда-то оно считалось «элитным». Именно потому первая линия будапештского метрополитена проходила только через центр города, а станции размещались только там, где отдыхала элита. Желтая линия и сегодня считается «элитной», её маршрут – это парк, оздоровительные бани, Опера, река Дунай, … и ни одного предприятия. В 2002 году первое в Европе метро было объявлено объектом, находящимся под защитой ЮНЕСКО.

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить

Выйдя из метро на Западную площадь, мы сначала осмотрели вокзал, а потом уже направились к Парламенту. Западный вокзал, выходящий на Большую кольцевую улицу и на Западную площадь Пешта, построен по проекту Гюстава Эйфеля – именно того, чье имя в Париже носит знаменитая башня. Этот вокзал стал подлинным чудом инженерного искусства XIX в. Центральный зал поражает своими размерами: длина 140 м, ширина 42 м, высота 23 м. Однако самое примечательное в этом вокзале – его стеклянный фасад, за которым скрывается монументальный литой металлический каркас. Недалеко от вокзала, на Большой кольцевой улице возвышается очень красивое здание – это отель «Эйфель палас». По дороге к Парламенту минуем район с красивыми, но очень мощными зданиями, подавляющими своим величием. У входа во многие из них стоит охрана.

Пройдя ещё немного по направлению к Дунаю, выходим на площадь Лайоша Кошута и первое, что мы видим в красивом сквере, находящимся в северной части площади – это Монумент памяти борьбы за независимость 1848 г. с центральной фигурой героя-предводителя Лайоша Кошута. На южной стороне площади стоит конная статуя князя Трансильвании Ференца Ракоци. На восточной стороне этой площади возвышается большое здание, крышу которого венчает тройка лошадей, управляемая богиней правосудия. Эта скульптурная композиция напоминает о былом предназначении этого здания – здесь располагался Верховный суд. Само здание было построено в конце XIX в., а при его строительстве смешались элементы нескольких стилей: неоренессанса, классицизма и необарокко. В наши дни в здании находится Этнографический музей, его экспонаты – это в основном предметы быта и народного искусства Венгрии.

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить

Главной же достопримечательностью площади, бесспорно, является Парламент – самое монументальное здание на этом берегу Дуная: его длина 268 м, ширина до 188 м, а высота купола 96 м. Здание Парламента, строительство которого продолжалось с 1885 г. по 1904 г., своим видом напоминает, скорее, россыпь готических соборов, объединенных целостной системой сообщения. Возведённое в неоготическом стиле здание, обильно украшено каменной резьбой.
Главный вход в Парламент – Львиный портал, по бокам которого стоят два бронзовых льва. Правда, в тот день, когда мы осматривали Парламент, шла подготовка к празднованию дня рождения Стефана I, которое начнётся именно на этой площади военным парадом: возводилась трибуна для руководителей Венгрии, и поэтому увидеть портал во всей его красе было затруднительно. Парламент символизирует независимость Венгрии, внутри здания находится почти 700 помещений, большинство из них имеют на потолках роспись, а на стенах — красивые фрески. Часть помещений занимает резиденция премьер-министра, а также офисы многих государственных органов. Некоторые из величественных залов открыты для посещений. Счастливчики, которым удалось побывать на редких для россиян экскурсиях, могли полюбоваться не только короной основателя Венгрии Стефана I, но и золотой булавой и посеребренной саблей, принадлежавших семье монарха. Королевская корона украшена драгоценными камнями, жемчугом и эмалированными медальонами с изображениями святых.

На площади – напротив Львиного портала установлена мачта, на которой развевается флаг Венгрии, а рядом стоит почётный караул. Немного подождав, мы дождались церемонии смены почётного караула.
С небольшого возвышения, установленного на площади, раздавались звуки музыки. Подойдя поближе, мы увидели четырёх музыкантов, исполнявших классические мелодии из известных опер и оперетт.

Ближе к Дунаю на этой же площади установлен ещё один монументальный памятник – графу Иштвану Тисе, патриоту Венгрии, её премьер-министру и одновременно стороннику Австро-Венгерской монархии. Ещё несколько шагов, и перед нами открывает вид на Дунай, на Буду, на набережную Пешта, на мост Маргит и вид сбоку на Парламент. Любуясь Дунаем, мы вдруг видим удивительное зрелище – плывущий по реке автобус с туристами. Оказывается, существует и такой вид экскурсии «River Ride»: четыре раза в день автобус сначала движется по улицам Будапешта, а потом плывет по Дунаю. Внизу у дебаркадера пришвартовано небольшой военный корабль с двумя пушками и пулемётом –«Lajta monitor». Монитор – это класс артиллерийских бронированных надводных кораблей, предназначенных для борьбы с береговой артиллерией уничтожения кораблей противника в прибрежных районах и на реках. Корабли подобного класса использовались со средины XIX в. по 1939 г. Почему подобный корабль пришвартован у Парламента, мы так и не поняли.

Продолжая прогулку по городу, направляемся по набережной к мосту Маргит и видим памятник Иштвану Бибо. Минуя парк «Олимпия» обращаем внимание на немного странный, на наш взгляд, памятник Беле Ковачу. Эти имена, увы, нам ни о чём не говорят, а читать по-венгерски за эти дни мы так и не научились. Дома из википедии мы узнали, что Иштван Бибо — это политический деятель и правозащитник, юрист, политолог, а вот известных людей с именем Бела Ковач в Венгрии целых три. Поразмыслив, неуверенно решили что видели памятник политику, министру сельского хозяйства, хотя бы потому, что два других его тёзки ещё живы.

Дойдя до моста, поворачиваем направо, на улицу, к остановке основного средства нашего передвижения в Будапеште – автобуса N26. Уже начинает темнеть и поэтому удаётся увидеть, то, что нельзя заметить днём: подсветку небольших фонтанчиков, находящихся практически на тротуаре. Дальше на этой же улице обращаем внимание на красивое здание с кружевным навесом над главным входом – на здание Будапештского драматического театра, построенное по проекту известных австрийских архитекторов в очень короткий срок – всего за один год. Распахнув свои двери для зрителей в 1895 г., этот театр стал первым театром венгерской драмы, а в настоящее время является одним из старейших среди действующих театров страны. Три основных составляющих интерьера театра – сцена, партер и большое фойе – яркий образец историзма, где большие размеры сочетаются с барочным декором, в том числе в позолоте. Восхищаться зданием театра пришлось недолго, так как подошёл автобус, на котором предстоит возвращаемся в гостиницу.

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить

В день окончания Чемпионата мира команда отправилась на остров Маргит, чтобы присутствовать на торжественном закрытии. Войдя на территорию фан-зоны, где должно было состояться мероприятие и немного побродив по ней, мы обнаружили, что пришли слишком рано. Осмотрев эту зону и сделав на память несколько фото, мы решили немного погулять до начала торжества.

Часть нашей команды отправилась от моста Маргит вдоль Дуная в сторону моста Арпад. Спустившись с моста Маргит, мы повернули налево – на улицу Pozsonyi, идущую параллельно набережной Дуная. Эта улица находится в одной из самых старых частей Пешта, и дома, возвышающиеся с её двух сторон, очень красивы. Минуем раскинувшийся слева парк «Szent Istvan» и на пересечении с улицей Рауля Валленберга видим на доме мемориальную доску в память о шведском дипломате, спасшем жизни десятков тысяч венгерских евреев в период Холокоста. На следующем перекрёстке установлен симпатичный памятник венгерскому поэту Миклошу Радноти. Пойдя ещё немного, поворачиваем на улицу Виктора Гюго и направляемся вглубь района к площади Лехель. В центре площади стоит здание кирхи Святой Маргариты. На память приходит, что в честь Маргариты Венгерской – дочери короля Белы IV, причисленной к лику святых, названа не только эта церковь, а также мост и остров на Дунае – Маргит. В годы турецкого ига эту церковь, как и многие другие храмы, превратили в мечеть. В XVII в. после освобождения венгерских земель монахи из ордена Франциска Ассизского перестроили храм в стиле барокко. После сильных обстрелов в годы Второй мировой войны от храма остался практически один фундамент. С 1989 по 1997 г. длились реставрационные работы и сейчас внутри церкви можно видеть удивительно красивые росписи. На башне этой церкви находится смотровая площадка.

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить

Другая часть команды захотела посмотреть на вечерний Дунай и на торжественный фейерверк, приуроченый ко дню рождения первого венгерского короля Стефана I. Вечером было уже совсем не жарко и очень ветрено, но зрелище оказалось удивительно красивым и фотографии Юлии Боевой удались на славу.

 
Н.Михайлова

 

наверх




© 2004 - 2017 Все права защищены Swimmingmasters.ru.
Перепечатка материалов без письменного согласия администрации сайта запрещена