Новости
Итоги
соревнований
Клуб «Олимп»
Праздничная
Люди и судьбы
По городам и странам
История «Мастерс»
Архив
Фотогалерея
Контакты


SWIMMINGMASTERS.RU
Сайт посвящен ветеранскому движению спортивного плавания.

[an error occurred while processing this directive]НОВОСТИ




Казань: Адмиралтейская слобода

Оказавшись на улице Несмелова, продолжаю свой путь уже по территории Адмиралтейской слободы. Границей между Пороховой и Адмиралтейской слободой в настоящее время служит старое русло реки Казанки, через которое переброшено три мостика. Улица же Несмелова является частью дамбы, появившейся после изменения в середине XX века рекой Казанкой своего русла, что связано со строительством на Волге Куйбышевского водохранилища. До этого река Казанка огибала Зилантов монастырь с севера и впадала в Волгу где-то западнее нынешней Адмиралтейской слободы. Сейчас от того старого русла осталась лишь заболоченная протока, а Адмиралтейская слобода незаметно переместилась с левого берега на правый. Даже находясь на левом берегу, эта слобода тяготела к Заречью, поскольку от центра её всегда отделяла топкая местность, через которую приходилось строить дамбы. После появления широкого русла Казанки мало что изменилось: для попадания в Адмиралтейскую слободу нужно по-прежнему преодолеть дамбы и мосты.

Адмиралтейская слобода является старейшим поселением Заречья. Она возникла в 1718 г. по приказу Петра I, который решил создать в Казани новое Адмиралтейство Каспийского флота (второе после Петербурга). Выбор был обоснован тем, что город, вокруг которого раскинулись леса, богатые корабельными соснами, имеет опыт судостроения и прямое сообщение с Каспием. Судостроение прекратилось в 1829 г., поскольку спускать суда на воду можно было только в половодье. Однако за сто с лишним лет было построено около 400 крупных кораблей. После перевода в 1830 г. Адмиралтейства Каспийского флота в Астрахань, название «Адмиралтейская слобода» на карте Казани осталось, но она начала хиреть, однако недолго. Вскоре, благодаря размещению в слободе объектов кожевенного производства и проложенной к волжской пристани дороги, она расцвела краше прежнего. Правда, нужно отметить, что после появления Куйбышевского водохранилища Волга подошла к Адмиралтейской слободе вплотную, а пристань исчезла. Адмиралтейская слобода была одним из наиболее развитых промышленных районов Казани: заводы Свешникова и Ушкова, паркетная фабрика Г.Ф.Локке, мельница братьев Журавлёвых.

Адмиралтейскую слободу делят на две части железнодорожные пути, ведущие к главному вокзалу Казани. Знакомясь с литературой об Адмиралтейской слободе, помню, что там говорилось: историческая застройка этой слободы практически не сохранилась. Хотя, как свидетельствуют историки, «по внешнему виду своему Адмиралтейская слобода в конце XIX - начале XX веков и впрямь напоминала небольшой уездный городок: широкие улицы, каменные дома в один, два и даже три этажа, которые строили весьма состоятельные люди из торговых и промышленных слоев. Этим Адмиралтейская слобода выгодно отличалась от Ягодной, Игумновых, Гривки, Козьей и Кизической слобод, застроенных, как правило, одноэтажными деревянными домиками. В слободе была церковь, две мечети, аптека, больница, носившая название Виноградовской (редкий случай, когда больницу назвали не по фамилии строившего её купца, а по фамилии врача), пожарная часть, Мариинская богадельня с сиротским отделением. Ещё во времена петровского Адмиралтейства в слободе открыли «цифирную» школу для детей духовенства, и хотя вскоре её закрыли, она послужила основой для появления в Казани славяно-латинской школы, получившей впоследствии статус Казанской духовной семинарии. Была там и школа солдатских детей. В отличие от остальных слобод, здесь были разбиты сады: частный Тиволи и общественный Андреевский, который получил своё название по решению Городской думы в честь казанского губернатора Андреевского, умершего в 1889 г. Адмиралтейская слобода, как и остальная Казань, была своевременно электрифицирована».

Улице Несмелова находится в той части слободы, которая расположена между старым руслом реки Казанки и железнодорожными путями. На этой улице вижу здание Речного техникума, а перед ним в качестве памятника установлен на вечный прикол легендарный «Метеор» – пассажирский катер на подводных крыльях. На улицу Несмелова техникум переехал в 1958 г. – после образования водохранилища. Предшественник Речного техникума – Речное училище было открыто в далёком 1904 г. Здание для училища построили в 1906 г. на окраине слободы у старого устья Казанки. Построили там, где в XVIII веке находилось одно из крупнейших адмиралтейств России и где строились военные корабли для Азовской и Каспийской флотилий. До революции в это профессиональное училище принимали мальчиков – в основном сирот и оставшихся без попечения родителей. Казанское речное училище являлось одним из первых в России, в котором готовили средний и младший состав для экипажей грузовых судов. Техникумом учебное заведение стало в 1932 г. Теперь из стен техникума выходят дипломированные капитаны, штурманы и судомеханики как грузовых, так и пассажирских судов. Это учебное заведение за своё более чем 110-летне существование подготовило более 30 тыс. речников. В этой части слободы от построек XIX века сохранились только остатки складов кожевенного завода, находящиеся на Кожевенной улице.

Другая часть слободы – территория от железнодорожных путей и до Волги. Именно там сосредоточены практически все достопримечательности. Пройдя под железнодорожным мостом, сразу же оказываюсь на центральной улице Адмиралтейской слободы, носящей имя Клары Цеткин. Это самая старая улица не только Адмиралтейской слободы, но и всей Казани. Начало ей положила сельская улица татарской деревни Бишбалта, существовавшей, как полагают историки, ещё с булгарских времён. Здесь же проходил старинный тракт из Казани на запад – в сторону Москвы. После покорения Казани войсками Ивана Грозного тракт бы назван Московским. После того, как Казань поглотила деревню Бишбалта, центральная улица селения, по которой проходил тракт, стала называться Большой Московской. В 1932 г. Большую Московскую улицу переименовали в улицу Клары Цеткин – в связи с 75-летием со дня рождения немецкой революционерки. Именно тогда на месте старых одноэтажных домов стали возводиться многоэтажные благоустроенные жилые дома для рабочих, магазины, аптека и кафе. До середины 50-х годов XX века эта улица и Адмиралтейская дамба связывали город с волжскими пристанями.
Однако ещё в 2007 г. эта улица называлась Бишбалта, и это не голословное утверждение, а официальное название улицы на туристической карте города, выпущенной в 2007 г. Бишбалта в переводе с татарского языка означает пять топоров. Так называлась деревня, когда-то существовавшая на месте, на котором и появилась Адмиралтейская слобода. Название же деревни говорило о профессиях её жителей: плотники, столяры, лесорубы. И это историческое название, не только понятно, так как вокруг селения росли великолепные сосновые леса, но и, по моему глубокому убеждению, полностью отвечало истории Адмиралтейской слободы. Видимо, когда в 2010-х годах в районе построили мечеть и назвали ее Бишбалта, то улицу снова переименовали, но причём тут оказалась Клара Цеткин – видная деятельница немецкого и международного коммунистического движения начала XX в., я понять просто не могу.

В самом начале центральной улицы слободы на её нечётной стороне вижу памятник архитектуры, крохотную кирпичную часовню кубической формы – часовню Казанской иконы Божьей Матери и Серафима Саровского, возведённую к 900-летию крещения Руси – в 1888 г. в «теремочном» псевдорусском стиле. В настоящее время эта часовня относится к Зилантову монастырю. На этой же улице, но немного дальше и по чётной стороне высится мечеть Бишбалта, построенная из красного кирпича с большим куполом. Территория мечети со своими хозяйственными постройками занимает целый квартал. Две мечети, существовавшие многие годы в Адмиралтейской слободе, до настоящего времени не сохранились, и поэтому-то появилась новая мечеть Бишбалта.

Мой путь лежит по улице Столярова, названной в честь дважды Героя Советского Союза, лётчика Н.Г.Столярова, сбившего в годы Великой Отечественной войны восемь самолётов противника. В сквере, разбитом на этой же улице, в 1950 г. установили памятник знаменитому лётчику работы скульптура Верой Мухиной. Идя по довольно длинной аллее сквера, миную чашу фонтана с довольно милой скульптурой.
Пройдя ещё немного, дохожу до перекрёстка с Кызыл-Армейской улицей и, повернув налево, останавливаюсь перед небольшой часовней, построенной при Адмиралтейской больнице в 1885 г. с элементами псевдорусского стиля и неоготики. Пройти мимо этой часовни, сохранившей оригинальный внешний облик, просто невозможно, ведь она розовая – цвет, несвойственный подобным сооружениям. После революции часовня долгое время не использовалась по прямому назначению, но в 2011 г. часовню передали Вознесенскому Макарьевскому мужскому монастыря и теперь в ней еженедельно читаются молебны целителю Пантелеймону и святому Николаю Мерликийскому. Эта улица оказалась не очень длинной, и я сворачиваю на Большую улицу, чтобы увидеть, осталось ли ещё что-нибудь от знаменитой Макарьевской церкви.

Название улицы – Большая – полностью его оправдывает. Церковь должна находиться практически в самом её конце. По мере продвижения по этой улице настроение моё падает всё больше из-за того, что я вижу по дороге, а вижу неприкрытую нищету Адмиралтейской слободы, которую хозяева деревянных домиков пытаются как-то приукрасить. Всё это напоминает состояние центра Казани до празднования 1000-летия, но центр стал совсем другим, а вот о слободе, видимо, забыли. Наконец дохожу до высоченной стены с колючей проволокой по верху, с проходной с военной охраной – это следственный изолятор, а бывшая церковь находится на его территории. Приходится перейти на другую сторону улицы, чтобы хоть что-то увидеть за высоченной стеной. Церковь, если судить по остаткам рельефных узорчатых стен, была неплохим памятником псевдорусского стиля. Изначально Макарьевская церковь датируется 1712 г. Она была кубическая с восьмигранной ярусной колокольней. В 1889-1895 гг. её перестроили, добавив новый придел. В начале XX в. началось строительство нового храма, который должен был примкнуть к старому зданию с востока. Однако после революции стройка прекратилась, а в 1936 г. храм закрыли. Впоследствии разобрали колокольню и верхнюю часть церкви. Оказавшись на территории следственного изолятора, церковь стала постепенно разрушаться и в настоящее время выглядит душераздирающе. Меня добило другое – на стене, за которой находится Макарьевская церковь, висит табличка «Охраняется государством».

Чтобы хоть как-то улучшить настроение и взглянуть на Волгу, поднимаюсь на высокую дамбу, протянувшуюся по нечётной стороне Большой улицы, вспомним, что читала: после появления Куйбышевского водохранилища Волга вплотную подошла к Адмиралтейской слободе. Поднявшись на дамбу и идя по длинной асфальтированной дорожке, где-то вдалеке вижу речную гладь, а передо мной насыпные участники, которые, видимо, готовят для нового строительства гостиничных комплексов и торговых центров, которое планируется осуществить в связи с празднованием 300-летия с момента заложения в Казани корабельной верфи. Река же отступает все дальше и дальше.

Спустившись с дамбы и перейдя Большую улицу, попадаю на Адмиралтейскую улицу и на перекрёстке с улицей Клары Цеткин вижу необычный памятник – памятник казанской конке. В 70-х годах XIX века в Казани появился предвестник трамвая – конка. От Большой Проломной улицы (в настоящее время улица Баумана) мимо вокзала по дамбе через реку Казанка и до Устья в Адмиралтейской слободе пара лошадей тянула по рельсам двухэтажный вагончик с пассажирами. В том месте, где в настоящее время установлен памятник, у конки сменялась упряжка лошадей. В 1889 г. Г.Тальквист открыл сад «Тиволи», предназначенный для увеселений горожан, в котором в качестве заводил выступали люди, одетые как кукла «Петрушка». Петрушкой же звали одну из первых лошадок, которая пока одна упряжка лошадей заменялась свежей упряжкой, разворачивала вагончик конки в обратный путь. Имя лошади пошло от вида её сбруи, которая выглядела как наряд куклы «Петрушка». Эта лошадка выступала, как мы сейчас бы сказали, в качестве рекламы этого сада. В дальнейшем всех лошадей, разворачивавших вагон конки на конечной станции, называли «Петрушка», а местные жители окрестили сам разворот «Петрушкин разъезд». Маршрут конки был очень сложным – к конечной остановке вёл очень крутой подъем, а в обратную сторону подъем оборачивался крутым спуском. Для работы на конке отбирали только самых сильных и трудолюбивых лошадей, которых многие постоянные пассажиры любили, жалели и всегда подкармливали. Скульптуру отлили из бронзы в 2014 г. на средства одного из казанских меценатов – директора находящегося на Петровском разъезде подшипникового заводе, а вот с вагончиком возникла проблема. В Казани остался только один двухэтажный вагон конки, а его владелец Метроэлетротранс отказался отдать его для памятника. Меценат искал вагончик по всей России, не желая отказаться от своей идеи установить памятник конки. В итоге музей электрического транспорта Санкт-Петербурга подложил ему за 100 тыс. рублей выкупить платформу вагона старой конки – предложение было принято с радостью, и памятник обрёл должный вид.

Продолжаю путь по Адмиралтейской улице до комплекса зданий казарм, построенных до революции. В настоящее время в центральном и самом большом здании после надстройки дополнительного этажа и капитального ремонта разместился торговый центр. Домики левого крыла, отлично отремонтированные, напомнили мне старинные особняки Петербурга. Установленные около того домика, который одной своей стороной выходит на Адмиралтейскую улицу, фонари, выполненные «под старину», должны были придать этому месту дополнительный шарм, но покосились, видимо, «под старину» не значит качественно.
На другой, нечётной стороне улицы вижу трёхэтажный дом очень оригинальной архитектуры. Ничего подобного до сих пор я не встречала ни в одном из российских городов. По всей видимости, он построен после Великой Отечественной войны по индивидуальному архитектурному проекту. Дом довольно длинный, а его фасад разбит тремя внушительными колоннадами. Следующий дом на Адмиралтейской улице имеет довольно запущенный вид, но его архитектура заставляет взглянуть на него внимательнее. Здание построено в стиле конструктивизма – стиля, появившегося в 1920-х годах и использованного при постройке многих зданий, – в настоящее время его большую часть занимает чьё-то общежитие. Это угловое здание состоит из двух корпусов, соединённых полукруглым фасадом, оформленным стильными закруглёнными балконами, а над входной дверью до сих пор висит огромная пятиконечная звезда. Когда-то это здание было одним из ярких образцов новой архитектуры, но как в промышленном районе на окраине Казани появились два подобных дома, остаётся только догадываться.
Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить

Между этими двумя домами расположена Мало-Московская улица, на которую сворачиваю. Улица с одной стороны застроена жилыми домами в один-два этажа, а на другой вижу Дом культуры в приличном состоянии и впритык к нему развалины какого-то здания промышленного назначения. Однако меня на этой улице интересует совсем другое здание – красивый особняк, построенный в 1867 г. в стиле лёгкого модерна и являющийся объектом культурного наследия как единственный уцелевший дореволюционный архитектурный памятник. С 1992 г. в нём находится Татарская гимназия № 15.

Делаю последнее фото в Заречье и после этого понимаю, что моя продолжительная экскурсия завершилась, и с чистой совестью сажусь в автобус, который довозит меня прямо до входа в гостиницу «Татарстан».

Н.Михайлова

 

наверх




© 2004 - 2018 Все права защищены Swimmingmasters.ru.
Перепечатка материалов без письменного согласия администрации сайта запрещена