Новости
Итоги
соревнований
Клуб «Олимп»
Праздничная
Люди и судьбы
По городам и странам
История «Мастерс»
Архив
Фотогалерея
Контакты


SWIMMINGMASTERS.RU
Сайт посвящен ветеранскому движению спортивного плавания.




Санкт-Петербург: Небольшая прогулка по центру

Перед самым отъездом в Москву, когда оставалось ещё несколько часов, захотелось пройти по центру города, но не по его главным улицам и проспектам, а в очередной раз побродить внутри старинных кварталов, надеясь увидеть что-то интересное. Отправляюсь от Московского вокзала по Лиговскому проспекту к Кузнечному переулку, в котором находятся такие достопримечательности, как музей-квартира поэта Николая Гумилёва, Литературный музей Ф.М.Достоевского и, конечно же, Кузнечный рынок. На пересечении Кузнечного переулка и улицы Марата возвышается здание Музея Арктики и Антарктики, с первого взгляда больше похожее на церковь. О зданиях Музея Арктики и Антарктики и Кузнечного рынка стоит рассказать подробнее.

Государственный Музей Арктики и Антарктики начал действовать в Санкт-Петербурге в 1930 г. в рамках созданного Всесоюзного арктического института. Экспозицию музея разместили в помещении Никольской церкви, возведённой в начале XIX в. Здание не раз реконструировали и делали максимально удобным для выставок. Обустроить музей помогали и опытные полярники, но всё в этом здании до сих пор пронизано духом религии: архитектура, убранство, узоры. Да и широкие ступеньки лестницы, которая спускается на площадь от верхнего стилобата, напоминает всем входящим, что это был храм. Только красивая табличка у входа говорит, что это здание светское публичное место.

До революции территория, на которой в настоящее время возвышается Кузнечный рынок, принадлежала Владимирскому собору, находящемуся недалеко, и на ней располагался рынок, где торговали крестьяне из соседних деревень. В середине 1920-х годов было решено построить на этом месте крытый рынок. Строительство заняло два с лишним года, и в 1927 г. состоялось его торжественное открытие. Строение поражало своей просторностью и прекрасным освещением: первый этаж украшен застеклёнными аркадами в сочетании с массивными колоннам
и, центральный вход выстроен в виде арки, окружённой четырьмя колоннами, по бокам стоят две мужские фигуры – рабочий и крестьянин с инструментами и закатанными рукавами.

Сделав ещё несколько десятков шагов, оказываюсь на Владимирском проспекте – перед Владимирским собором или, что будет более правильным, Кафедральным собором Владимирской иконы Божьей Матери. Этот собор возводился с 1761 по 1768 г. и его архитектурный стиль можно определить как переходный от барокко к классицизму. Пятиглавый храм включает верхнюю (холодную) Владимирскую и нижнюю (тёплую) Иоанна Дамаскина церкви. В верхнем храме сохранился иконостас XVIII в., перенесённый в 1808 г. из церкви Аничкова дворца. Паруса центрального купола украшены скульптурными изображениями евангелистов. В 1791 г. рядом с собором построили трёхъярусную колокольню, а в 1848 г. к колокольне добавили четвёртый ярус. Несколько последних лет наша маленькая команда, приезжая на соревнования в город на Неве, размещалась недалеко от собора, который всё это время находится в процессе реставрации, и поэтому ознакомиться с ним как-то не удавалось. На этот раз, захожу в церковный садик, чтобы поближе рассмотреть два колокола, установленные у стены собора, а также полюбоваться колокольней собора. Её высота составляет 68 м, фасады решены в стиле классицизма, а сама колокольня завершается куполом с фонарём. В 2015 г. на звонницу подняли новый колокол, названный «Владыка».

Выйдя снова на Владимирский проспект, решаю дойти до Графского переулка, чтобы оттуда попасть к интересным зданиям на улице Рубинштейна. В одном из них находится Малый драматический театр, а в другом, расположенном практически напротив – Музыкальный театр «Зазеркалье». Малый драматический театр создан в 1944 г. как передвижной. Его труппа давала спектакли в городках и сёлах Ленинградской области. Только в 1956 г. театру выделили правую часть здания на улице Рубинштейна. Этот дом был построен в 1872 г. для Фабрики серебряных и бронзовых изделий С.Ф.Верховцева – мастера, специализирующегося на изготовлении предметов культа. В 1880 г. к фабрике пристроили пятиэтажный угловой корпус, который использовался его хозяином С.Ф.Верховцевым как доходный дом. Корпус украшает башенка-эркер, завершающаяся пирамидой со шпилем. Музыкальный театр «Зазеркалье» занимает четырёхэтажный дом, построенный в 1863-1864 гг. как доходный дом Н. П. Руадзе. В 1885 г. этот дом сменил владельца, был заново оборудован и стал сдаваться разным театральным труппам и кружкам, в том числе Межсоюзному дому самодеятельного творчества. Детский музыкальный театр «Зазеркалье» был открыт в 1987 г., а в здание на улице Рубинштейна переехал в 1995 г.

С улицы Рубинштейна сворачиваю в Щербаков переулок, чтобы посмотреть на два сквера и достопримечательность, о которой мало кто знает. Переулок, идущий от Загородного проспекта до набережной реки Фонтанки, был проложен в начале XIX в., а своё название получил в 1817 г. от фамилии купца-домовладельца Щербакова. Здания, которые возвышаются с двух сторон этого короткого – менее 500 м, - переулка, появились в основном во второй половине XIX в. На одной стороне переулка находится небольшой сквер, разбитый сразу же после Великой Отечественной войны на месте двух разрушенных домов. Весной 2008 г. ему присвоили имя убитого в 1997 г. М.В.Маневича, В 2013 г. в сквере установили памятник этому видному экономисту и политическому деятелю, вице-губернатору Санкт-Петербурга, внёсшему неоценимый вклад в развитие города. На другой стороне переулка сквер, названный в 2013 г. в честь знаменитого российского эстрадного певца, баритона, народного артиста РСФСР Эдуарда Хиля, который прожил треть своей жизни в Толстовском доме, фасадом которого выходит в этот сквер.

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить

Выхожу на набережную реки Фонтанки, чтобы насладиться открывающимися видами, но понимаю, что прогулку придётся заканчивать, дабы не опоздать на «Сапсан». Поворачиваю с набережной на улицу Ломоносова и практически сразу же вижу необычный памятник императору Александру II, установленный летом 2005 г. у здания Городского управления главного государственного банка страны, построенного в стиле «хай-тек». На гранитном постаменте высотой примерно в два метра бронзовый бюст Императора Александра II, отлитый еще до революции. Считается, что это копия с оригинала знаменитого скульптора Матвея Чижова, находящегося в Русском музее. На постаменте табличка, на которой написано, что Император Александр II является основателем Государственного банка Российской Империи. Сфотографировав памятник, направляюсь торопливо к Лиговскому проспекту, правда, успевая мимоходом поглядывать на красивые дома, но фотографировать их просто некогда – «Сапсан» ждать меня не будет, да и домой уже хочется. Спасибо Питер за доставленное удовольствие и до новой встречи!

Июнь 2018
Н.Михайлова

 

наверх




© 2004 - 2018 Все права защищены Swimmingmasters.ru.
Перепечатка материалов без письменного согласия администрации сайта запрещена