Новости
Итоги
соревнований
Клуб «Олимп»
Праздничная
Люди и судьбы
По городам и странам
История «Мастерс»
Архив
Фотогалерея
Контакты


SWIMMINGMASTERS.RU
Сайт посвящен ветеранскому движению спортивного плавания.

ПО ГОРОДАМ И СТРАНАМ




Вена: день первый

Завершив участие в соревнованиях пловцов на чемпионате мира в Будапеште, команда клуба «Олимп» отправилась в столицу Австрии – Вену, расположенную у подножия Альп. Автор этого материала уже была в Вена и также после окончания одного их главных турниров категории «Мастерс» - чемпионата Европы-1999, проходившего в австрийском городе Инсбруке. Тогда насколько дней, проведенных в Вена - в этом замечательном городе, позволили мне и ещё нескольким моим любознательным одноклубникам не только погулять по старинным улочкам, покататься на метро и, переехав через Дунай, увидеть современную часть столицы, но и познакомиться с главными достопримечательностями Вены. Это резиденция Габсбургов – австрийских герцогов, правивших с XIII века, - дворец Хофбург, собор Святого Стефана, прекрасные дворцы в стиле барокко, всемирно известное собрание картин в Художественно-историческом музее. Дни нашего пребывания в Вене совпали с ежегодным оперным фестивалем, когда на Ратушной площади устанавливают огромный экран, на котором каждый день совершенно бесплатно для всех желающих демонстрируют лучшие фильмы-оперы.

Вена занимает достойное место в плеяде блестящих европейских столиц. Основанный в далекие античные времена город пережил несколько архитектурных подъемов, но в настоящий шедевр начал превращаться в XIII в. после воцарения династии Габсбургов: появились великолепные дворцы австрийских императоров, в которых проходили настоящие придворные балы, зазвенели колокола величественных соборов. С Веной связали свою жизнь и творчество музыкальные гении Моцарт, Шуберт и Гайдн.
Нынешний визит в Вену позволил мне вновь насладиться шедеврами архитектуры и садово-паркового дизайна, а также увидеть то, на что не хватило времени много лет назад.

Приехав в Вену, мы в первый же день отправились к главному символу Вены и всей Австрии - Собору святого Стефана. Первой достопримечательностью на нашем пути стал Городской парк Вены - общественный парк, разбитый по приказу императора Франца-Иосифа в XIX веке. Его территорию площадью 14 тыс. м2 украшают цветочные поляны, фигурные кусты и фонтаны. На дорожках установлены бюсты и статуи некоторым художникам, а также известным композиторам, например позолоченный золотой И.Штраусу-сыну (1925 г.), Ф.Шуберту Ф.Легару и А.Брукнеру. Через парк протекает речка Вена, именно здесь выходящая на поверхность. Её выход оформлен довольно грандиозно, что мало соответствует тому состоянию, в котором эта речка находилась после удивительно жаркого лета, обрушившегося на всю Европу. Однако, по словам наших знакомых, побывавших в Вене весной этого года, речка была гораздо полноводней. В парке постоянно проводятся концерты, устраиваются танцевальные площадки, работают кафе и рестораны.

Напротив парка находится очень красивый и, по всей видимости, старинный дом – это МАК или Австрийский музей прикладного искусства. Его экспозиция показывает развитие австрийского искусства и ремёсел от Средних веков до наших дней, в том числе несколько работ известного австрийского живописца Густава Климта и знаменитая на весь мир мебель из гнутой древесины производства фабрики «Тонет». У здания этого музея находится остановка знаменитых туристических автобусов «Big Bus», но в Вене мы изменили своей многолетней традиции начинать знакомство с достопримечательностями любого города с автобусной экскурсии.
Фасад музея и главный вход в парк находятся на Ринге. Центральная часть Вены или Внутренний город с XIII века был обнесён крепостной стеной. В 1857 г. император Франц-Иосиф приказал снести стену, потерявшую свою функциональность. На месте бывших городских укреплений разбили широкий бульвар – Рингштрассе (т.е. кольцевая улица). Позже для простоты «штрассе» отбросили, а каждая часть бульвара получила своё название, но до сих пор название «Ринг» остаётся собирательным для одной из главных городских артерий. Ринг имеет форму подковы, а его длина 5,3 км и по нему проходят оживленные транспортные маршруты. Вдоль бульвара расположились самые известные достопримечательности столицы: комплекс Хофбург, Венская опера, здание Парламента, музеи, парки, монументы.

Перейдя через Паркринг, направляемся по улице Wollzeile к Соборной площади. На площади сразу же бросается в глаза суперсовременное стеклянное здание «Хаас-хаус» напротив собора, в котором расположены многочисленные рестораны и магазины. Этот постмодернистский «шедевр» появился на Соборной площади в 1990 г. и, если уж жители Вены не могут смириться с его появлением, то многочисленные туристы, с которыми мы солидарны, могут только удивляться, как можно было разрешить строительство подобного «шедевра» в исторической части старого города.

Не рассказать о соборе Святого Стефана, если побывали в Вене, вроде как нельзя - это же главный символ Вены и главный символ нации, невероятно величественное архитектурное сооружение. Но на самом деле рассказывать о нём в небольшом репортаже трудно, как о любом слишком грандиозном сооружении. Ограничимся самыми общими впечатлениями и несколькими интересными фактами.
Энциклопедии сообщают, что готический стиль архитектурных сооружений кратко можно охарактеризовать как «устрашающе величественный». Очень точно сказано! Собор Святого Стефана, названный в честь покровителя города, невероятно величественный, но действительно устрашающий – устрашающе красивый, подавляющий своей красотой.
Строительство собора Святого Стефана началось в XII веке, и в течение последующих столетий его внешний вид претерпевал значительные изменения, храм перестраивался, расширялся, реконструировался после пожара. Современный облик сформировался к 1523 г. Храм имеет южную и северную башни. На вершине южной башни расположена смотровая площадка, на которую поднимаются на лифте или преодолевают 343 ступени пешком. С площадки можно увидеть весь город, а также рассмотреть вблизи удивительную мозаичную крышу – черепица на уложена таким образом, что напоминает чешую огромной змеи. Северная башня так и не была завершена из-за режима экономии, а её вершину венчает самый большой и знаменитый колокол Австрии – Пуммерин.
Большинство готических соборов строились многие века, и даже когда они формально считались достроенными полностью, работы никогда не прекращались, ведь со временем все элементы конструкции постепенно теряют прочность, привлекательность, их нужно обновлять, заменять. В этом есть свой великий смысл – человек никогда не может достичь совершенства, совершенен только Бог, а смертные люди должны всю жизнь идти к идеалу, смирившись с тем, что никогда его не достигнут. Собор Святого Стефана не является исключением. Часть стен закрыта строительной тканью с рисунком реставрируемых поверхностей, на всей площади меняется плитка, так что получить полное представление о красоте и величии внешнего вида собора довольно затруднительно. Зато возле одной из стен установлен небольшой макет собора, который можно изучить подробно, не рискуя сломать себе шею, рассматривая снизу оригинал.

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить

Собор святого Стефана - действующий католический храм, где проходят богослужения. Только алтарей в соборе целых восемнадцать - и это не считая алтарей в капеллах, которых в соборе шесть. Самые известные среди них два: главный или Высокий алтарь, выполненный из чёрного мрамора, а также Винер-Нойштадский алтарь, построенный в 1447 году и перенесённый в Вену в 1884 году. Открывают его по воскресеньям и тогда можно полюбоваться очень красивыми внутренними резными деревянными створками.
В XVI-XVII веках идеология Австрии изменилась, и хотя внешне собор Святого Стефана остался готическим, его интерьеры во многом изменили, переработав в барочном стиле. В стенах собора хранятся многочисленные художественные и культурные ценности, а также религиозные реликвии: мощи Святого Валентина, икона Пёчской Богоматери, православная святыня – лоскут скатерти, которой был покрыт стол во время Тайной вечери.

Первый орган в соборе Святого Стефана появился ещё в 1334 году, а в начале XVI века был установлен огромный орган, для которого чешский мастер Антон Пильграм создал очень красивые каменные хоры в виде резной чаши. Этот орган был утрачен в 1720-м, а новый большой орган, был установлен в 1880 году, но погиб в конце войны, в апреле 1945 года. Это история, в которой удивительная удача сочетается с ужасно обидными обстоятельствами. Поскольку Австрия была захвачена Гитлером не военным образом, а политически, до 1945 года всё было целым. И даже когда советские войска в середине марта начали Венскую наступательную операцию, собор уцелел как при бомбёжках, так и в ходе боёв. Отступая из города, немецкий генерал Зепп Дитрих приказал разрушить собор, однако приказ не был выполнен. И всё же 11 апреля 1945 года мародёры подожгли разграбленные лавки рядом на площади и огонь перекинулся на собор. В страшном пожаре была разрушена кровля, сорвался с Северной башни и разбился легендарный колокол Пуммерин, были уничтожены интерьеры и большой романтический орган фирмы «Walker». Реликвии и кафедры сохранились лишь потому, что были защищены кирпичными саркофагами.
Силами добровольцев собор возродился достаточно быстро. Уже в 1950 году была восстановлена мозаика, украшающая кровлю собора, в память об этом – цифры «1950» под гербом Габсбургов. В 1951 году из осколков старого Пуммерина был отлит Новый Пуммерин, а в 1952 году возобновились службы. Новый гигантский орган установили в 1960 году, это самый большой орган в Австрии, в нём 125 регистров и 10 тысяч труб.

Одна из самых известных реликвий собора – 14-гранная резная купель в часовне Святой Великомученицы Екатерины, созданная в 1481 году. На каждой грани - сцены из жизни евангелистов, апостолов и Иисуса Христа.
Оригинальным произведением искусства является лестница, поднимающаяся на кафедру. Ограждения её перил украшены орнаментом из колёс. Колёса с тремя спицами, символизирующими Святую Троицу, кажутся катящимися наверх, в то время, как колёса с четырьмя спицами, символизирующими всё земное, например, четыре времени года, четыре темперамента, четыре возраста и так далее, кажутся катящимися вниз. По перилам словно взбираются вверх на кафедру пожирающие друг друга змеи, жабы и ящерицы. Но епископа, находящегося на кафедре, охраняет от этих тварей маленькая каменная собачка, находящаяся в верхней точке перил.
Ещё одна очень известная реликвия - красномраморный саркофаг императора Священной Римской империи Фридриха III, считающегося последним императором Средневековья. Надгробие украшено 240 скульптурными фигурами. На постаменте мифические существа, звери, черепа. На боковых сторонах надгробия - добрые дела императора. Фридрих III заказал себе саркофаг... за 30 лет до смерти! Впрочем, это извинительно: по меркам Средневековья он прожил очень долгую жизнь – 69 лет, вот будучи сорокалетним и озаботился. Гробница, впрочем, символическая, тела Фридриха в ней нет. Оно покоится в усыпальнице собора, в так называемых Катакомбах– подземном кладбище, где хоронили умерших в XVII в. граждан.

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить

Покинув Соборную площадь, направляемся к цели нашей вечерней экскурсии. По дороге останавливаемся у фонтана Доннер Брунер, построенного на площади Новый рынок в 1737-1739 гг. австрийским скульптором и медальером эпохи барокко Георгом Рафаэлем Доннером. С годами у этого фонтана появилось и ещё одно название – фонтан четырёх рек. Кстати, этот фонтан изображён на монете в 100 евро. Потом минуем Капуцинеркирхе, в которой находится Императорская усыпальница, где нашли свой последний приют члены династии Габсбургов. Продолжая свой путь по улицам, погружающимися в вечерние сумерки, выходим на Оперринг.

Здание Венской оперы было открыто в 1869 г. мировой премьерой оперы Моцарта «Дон Жуан». Это здание настоящий памятник архитектуры, оно славится изысканным внешним декором и роскошной внутренней отделкой. Отметим, что оно стало первым общественным зданием, построенным на Ринге после сноса крепостной стены. Сегодня здесь ставятся балетные и оперные спектакли, а раз в год проходит великолепный Венский бал. Венская опера является одним из знаменитейших театров мира, привлекающий зрителей высокими стандартами, и один из немногих оперных театров, где актёры превосходно играют свои роли, а не только великолепно поют. Полюбовавшись зданием оперы со всех сторон, мы отправились по пешеходной улице «Картнерштрассе» в гостиницу.

Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить Увеличить
 

Н.Михайлова

 

наверх




© 2004 - 2017 Все права защищены Swimmingmasters.ru.
Перепечатка материалов без письменного согласия администрации сайта запрещена